Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 3 июля 2014 — Св. апостол Фома (латинский обряд)

Август 3, 2014

Еф 2, 19-22; Ин 20, 24-29

Думал о том, насколько я понимаю ментальность иудеев того времени, когда составлялись Евангелия, и ментальность христиан, которые составляли Новый Завет. Понятие духа или духов -оно такое многоплановое. В Евангелиях мы встречаем духов или бесов, которые изменяют поведение человека, такая вот реальность. То, что заставляет человека быть неразумным и поступать, как будто это не он сам действует.

Гораздо меньше или даже почти не присутствует представление о духах, которые как бы способствуют организации происходящих событий, — то, что так подробно описано у Кастанеды в первых томах. Эта реальность встречается отчасти в Ветхом Завете, но очень мало. Там всё подводится под то, что единый Бог является единственным господином истории. И по каким-то Его намерениям, закрытым от нас, допускается в мире зло. А представление о многочисленных космических силах было очень сильным у культур, окружающих иудеев. Библия как бы даже боится об этих силах говорить. Говорит в поздних книгах о Сатане как о ангельской личности, которая является источником и причиной зла. У Кастанеды описаны простейшие проявления действия духов и чувствительности человека к духам, — то, что используется в шаманизме, по крайней мере, в этом мексиканском латиноамериканском. Я обращал внимание на то, что когда Библия пишет о духе, то она пишет о нем иначе. Может быть, некоторые проявления духа – так, как они описаны в деяниях Апостолов, — похожи на то, что есть у Кастанеды, у шаманов и в оккультизме. Но больший упор делается на отличия, на то, что дух Иисуса Христа или Дух Божий радикально отличается от этих духов чистотой, прозрачностью. На то, что, имея дело с этим духом, человек однозначно может сказать, что это хорошо, что это дух от Бога, который однозначно желает добра.

Сейчас мы читали про этого бедного Фому, который ждет доказательств и не хочет идти по легкому пути, не хочет просто принимать на веру вещи про любимого Иисуса. Если Иисус его любит, то Иисус ему должен дать возможность это проверить на опыте, эмпирически. Собственно, Иисус свою любовь к нему и проявляет таким образом, что Фоме является в виде ожившего трупа, с этими ранами. С доказательствами, что это Он. Другим Он является иначе, в других обликах. Но сейчас, когда Иисус соединился со всем, соединился с основами бытия, мы Его воспринимаем через дух. Для меня это восприятие — это очень сложная вещь. Это бывает не на эмоциональных порывах. Например, сегодня всё сложилось, и я радуюсь как ребенок, что есть благодать Божия, Бог меня любит, мне помогает. Завтра ничего не складывается и я как истинно верующий размышляю за какие грехи это мне, для чего это и прочее. Это не то, чего хотелось бы. Вера и ощущение духа включают в себя и рефлексию. Дух не просто иррационален, Бог нам дает Себя ощутить. Используя свою любовь к нам и нашу способность к пониманию – это способность, которая позволяет не сосредотачиваться на сиюминутном, а включать его в картину, образованную нашим кругозором.

Очевидно, это для человека очень важно. И одновременно у человека это самое слабое место. Отрешиться, отделиться от того, что меня интересует в данный момент, привлекает и тянет. Отрешиться и увидеть всю картину — как было вчера, позавчера, как это происходит с другими людьми, как это происходит в мире. Тогда и видно действие духа Божия.

Я смотрю, у нас в этом отношении все такие слабые. Смотрю, как у NN эта способность все время тяготеет схлопнуться и пропасть. Зафиксироваться только на том, что вот мне сейчас не дают то, чего я хочу, значит, Бог меня не любит, духа нет, ничего нет. Но у нее это происходит на глубоко болезненном уровне, как бы дьявол цепляется к болезни. А я такой интеллектуальный, просветленный человек, другой совсем. Но у меня то же самое. И я все время себя ловлю на том, что не могу вот это воспроизвести, разглядеть проявления духа в моей жизни, в жизни других людей. И горюю, конечно, по этому поводу. Но некоторые люди, которые со мной разговаривают и взаимодействуют, от этого общения получают способность раскрыть кругозор, увидеть действие духа Божия. Они это как бы через меня получают, а я для себя не получаю. Это, по-видимому, такое принципиальное устройство Церкви, вот для чего Церковь нужна. Для того, чтобы люди друг от друга получали то, что сами не имеют. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2014

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website