Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 31 августа 2014 — Неделя 12-я по Пятидесятнице

Сентябрь 10, 2014

1 Кор 15, 1-11; Мф 19, 16-26

Интересно, насколько этот юноша сознавал себя богатым. К статусу человек быстро привыкает и думает не о том, что у него есть, а о том, чего у него нет. По-видимому, свое богатство он воспринимал как нечто само собой разумеющееся и думал только о том, чего ему не хватало. Не хватало ему вещей, которые коммерческими операциями, куплей-продажей невозможно достать. Жизни вечной. Как тут в русском переводе написано «иметь жизнь вечную». Иисус в результате добивается от этого человека только одной вещи, но важной – этот молодой человек начинает осознавать, что он имеет. Богатство. Он начинает его осознавать только в тот момент, когда это богатство поворачивается совершенно необычной для него стороной — как препятствие. То, что я имею, – это вдруг оказывается препятствием для вечной жизни. Для вечной жизни и для следования за Иисусом.

Иисус в этой евангельской редакции переводит разговор с вечной жизни на простую вещь, на следование за Иисусом. Иисуса сопровождает компания людей – в основном таких простых, грубых, неотесанных. И мужчины, и женщины. Это значит – молодой человек просит вечную жизнь, а Иисус говорит ему: «ну вот, присоединяйся к этой компании, бросай всё и присоединяйся». Понятно, что вечная жизнь у молодого человека ассоциировалась совсем с другим. Вот он по заповедям живет — нормально, как порядочный человек. Наверняка у него есть и какая-то гражданская позиция, он пытается судить, что в мире благополучно, что не благополучно. Какую политику надо вести руководству, и прочее. Это всё происходит с позиции того, что я порядочный человек, живу по заповедям, десятину даю, всё, что нужно, делаю.
В христианстве сформировалось понятие или категория «посвященной жизни». Это жизнь, в которой – да, у человека может оказаться какое-то богатство, но человек начинает не с этого. Человек, посвятивший себя Богу, начинает с покаяния. С очень серьезной рефлексии над тем, а что я собой представляю на самом деле. Мои желания, мысли, стремления, потребности, чем они вызваны? Хочу я сам быть больше Бога или хочу сам победить дьявола? Или вообще я дьявола не признаю как силу, а думаю, что если всё устроить по-умному, то всё будет хорошо.

Среди интеллигенции есть много таких людей, у которых место вот этого имения, которое было у героя евангельской истории, занимают интеллект и знания. Интернет этими умниками набит. Они всё судят, всё понимают, предлагают рецепты. Кто-то мне предлагал каких-то кандидатов для «русско-украинского диалога». Они все вот такие. Это люди, которые знают, как всё надо устроить, они только не знают, что делается у них в душе и не хотят этого знать. Для человека посвященной жизни самая трудная работа и самая радикальная работа — это покаяние. Покаяние, которое глупо сводить к перечислению нарушения каких-то моральных норм по роду и числу. Нарушения норм -это только симптомы, это проявления болезни. А цель – поставить диагноз и разобраться в том, что на самом деле внутри происходит и от чего это происходит.
Классическая русская литература, которая так популярна в православной интеллигентской среде, к сожалению, по большому счету ничего не отвечает. Это всё такое мировоззрение, которое не знает силы Бога, потому что игнорирует силу дьявола. Игнорирует его присутствие в истории. Покаяние — это честное исследование побудительных мотивов, переживаний, воспоминаний, эмоциональной окрашенности отношений к кому-то или чему-то. К другим людям. Не обязательно к их душе – к телу других людей, к собственному телу. В этом происходит поиск, где Бог помогает мне быть по-настоящему честным, а значит и по-настоящему добрым, а где я сворачиваю, где дьявол меня сворачивает на боковые пути.

Науки о человеке, психологические и социальные науки тут, конечно, помогают, поскольку они вскрывают, хотя бы грубо, какие-то механизмы происходящего в нас. Но эти науки — это инструменты, которые мы применяем на собственном опыте, на опыте их использования, узнавая их успешность или ограниченность. Но это делается на опыте. На тяжелом опыте покаяния, который по тяжести находится на грани потери психического здоровья, потери равновесия, на грани впадения в болезненное отчаяние, из которого может и не быть возврата. Когда человек выходит на эту грань, тогда он чувствует, как Бог вмешивается. Но подавляющее число деятелей совершенно не доходят до этой грани, даже не думают о том, что это для чего-то нужно. Они бегут от всякого душевного дискомфорта, пытаясь перекраивать внешнюю реальность. Если это простые грубые люди, они берут автомат и идут стрелять. Если это утонченные интеллигенты, значит, они засоряют очень важную ментальную коллективную сферу человечества. И это очень плохо, потому что человеческому разуму нужен чистый родник знаний, а не помойка из примитивных эмоций в соединении с утонченно-извращенным интеллектом, который приучен к интеллектуальным операциям. Этот чистый родник, несомненно, надо создавать, его надо беречь, как зеницу ока. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2014

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website