Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 21 сентября 2014 — Рождество Пресвятой Богородицы

Сентябрь 27, 2014

Флп 2, 5-11; Лк 10, 38-42; 11, 27-28

Сегодняшнее Евангелие составлено из двух частей. Вторая часть находится в середине следующей главы, а в промежутке идут исцеления, изгнания бесов и, главное, Иисус дает ученикам молитву «Отче наш». После этого одна женщина из толпы говорит: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!».

Много всего в голове, но прежде всего — это безобразная война на Украине. Трудно сказать, может быть, горячая часть ее закончилась, но закончилась тоже безобразно. Обе стороны говорят о высоких ценностях, которые они защищают, не щадя живота своего. Люди, которые защищают эти высокие идеалы: есть те, кого согнали с их земли ни за что ни про что — это понятно, а есть и те, кто выступает за идеалы свободы и независимости от России или от Евросоюза, за «Крымнаш». А практически — после того, как ноги поморозишь или почки застудишь или еще чего-нибудь — видишь вот этот быт войны, большой бардак. Когда тебя бросили по глупости, по неразберихе, по нерасторопности командования. Когда тебе приказали биться и защищать какой-то косогор — бился-бился, потом оказалось, что этот косогор никому не нужен. Война состоит из таких вот вещей. И рядовые, и офицеры — это такие пешки в игре, где игроков много и неразбериха ужасная. Понятно, что для дьявола это такое раздолье, дальше некуда. Но, в общем, и для Бога тоже, потому что отрезвение в конце концов наступает, хотя и дается очень дорогой ценой, через невосполнимые потери.

Вот тоже эгоистичная конструкция – стремление подчинить себе маленького, более слабого. В этом смысле Россия пытается подчинить себе Украину, Евросоюз и Америка пытаются подчинить себе Россию. Бюрократии Евросоюза гораздо удобнее иметь дело с мелкими странами, потому что у них претензий меньше. Так устроены эти животные или мертвые общественные механизмы. Даже если у меня есть какие-то высокие идеалы, я стараюсь этим идеалам подчинить того, кто слабее меня. Эта круговерть идет по всему шарику. Есть противоположные механизмы, которые иногда называют цивилизационными, ориентированные на охрану слабого, они гораздо ближе к Евангелию. Они как-то работают, но работают они, скорее, на уровне неожиданностей и чудес.

Образ матери у человека — это образ, который формируется еще до того, как человек начнет что-то соображать. Он формируется еще из общения с матерью в утробе, и потом на еще несловесном уровне. Конечно, во времена жестоких испытаний личность Богородицы и Ее сила оказываются востребованными. Когда мы говорим «сила Богородицы», мы подразумеваем, конечно, силу Бога, но в ключе материнских проявлений. В сознании Церкви историческая личность Марии и материнская сила Бога соединены. Произошло это естественным образом. В первом веке уже было какое-то почитание Богородицы, но с каждым веком оно все больше и больше развивалось. Много лишнего появилось. В византийский период на это наложилась еще личность императрицы, как бы королевы, или матери императора, у которой большая власть. Но она имеет возможность эту власть проявлять иначе, не через официальные каналы. С византийским императором говорить страшно, тут сразу же без головы можно остаться, а с матерью его проще, можно передавать ей какие-то просьбы. Во время Реформации было восстание, в том числе, и против этого образа Богородицы, против этого императорского измерения. Тем не менее, другое имя Марии как Царицы апостолов осталось. Такая вот особая царица, мать Церкви.

Церковь, которую мы тут представляем, тоже осмеливается и стремится быть матерью для людей по образу Богородицы. Быть матерью не только на уровне каких-то слов, но и на несловесном уровне, когда человека просто надо защитить. Неважно, — умный, глупый, красивый, некрасивый, калека или сейчас у него, может, крыша съехала на какую-то придурь, понесло его, — все равно в материнской защите он нуждается. Если в придурь понесло, он нуждается и в жестком бескомпромиссном вразумлении, но и в такой вот материнской безусловной защите.
Обычно во время войны люди часто обращаются к Богу, потому что на войне часто не к кому больше обратиться. Потом возвращаются в мирную жизнь, это всё во многом забывается. Но мы сейчас видим в мире — время идет, эти международные организации созданы давным-давно, огромный чиновничий аппарат в них работает, международные всякие органы, призванные хранить мир. И все равно — на Украине вот зима тяжелой будет, а немножко к югу от нас, в Сирии за несколько лет не меньше семи миллионов человек вынуждены были покинуть страну, уехать и жить где-то в соседних странах, в лагерях, в тяжелых условиях. Ну хоть зима там не холодная. Но что будет с детьми, которые вырастают там, неизвестно. А здесь у нас, в России, такой псевдопатриотический угар, который соединяется с озверением, с потерей элементарной рассудительности у людей. Вот это всё, конечно, нуждается в Божьей защите и вразумлении, пока не стало чего похуже. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2014

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website