Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 16 октября 2014 — Св. Игнатий Антиохийский

Октябрь 21, 2014

ignatius_of_antioch

Еф 1, 11-14; Лк 12, 1-7

Хочется опять поговорить про американскую мечту. Мечта стать успешным. Эта мечта не пустая — она гарантирована тем, как построено общество: если ты энергичен и трудолюбив, то ты добьешься успеха. Будешь иметь образование, деньги, свое дело. В определенной мере это распространяется и на больных – на «правильных» больных, которые могут быть трудолюбивыми и упорными. Система социальных льгот в Америке позволяет и такому человеку добиться успеха. Под эту американскую мечту сформулировано понятие «позитивного мышления». Если ты настроен на успех, не прокручиваешь у себя все время в голове неудачи и провалы, то люди, с которыми ты встречаешься, помогают тебе достичь успеха, и события, происходящие в жизни, сами подстраиваются. В крайних проявлениях теория позитивного мышления превращается как бы в магию, магическую силу позитивного мышления. Цели не обязательно утилитарные, могут быть и высокие, благородные, познавательные цели. Но всегда подразумевается, что, достигая этих целей, ты как бы не шокируешь общество, ты остаешься приличным человеком, который это общество в этой идеологии устраивает.

Конечно, в модель позитивного мышления и американской мечты не укладываются люди, у которых не получается: допустим, элементарно не получается как следует сосредотачиваться, концентрировать внимание. Или люди, у которых мозг так работает, что чувство вины чересчур большое и самооценка по жизни низкая. Люди, которым не даются стабильные отношения с другими, и так далее, их довольно много. Эти люди воспринимаются не просто как неудачники — механизмы социальной психологии или, попросту говоря, греха работают так, что этих людей воспринимают как вредных, порочных, плохих, стараются создать для них какое-то гетто, лучше вообще их как бы сжить со света. Гетто в современном обществе устраивается просто – социальные пособия и гарантии даются такие, что эти люди не умирают с голоду, но и не могут войти в круг более успешных. У них отдельные дома, отдельные районы для жизни, отдельные магазины. Они как бы не мешают жить позитивным.

У этой модели американской мечты есть возможности для осуществления, государства такие построены. Еще папа Иоанн Павел II в какой-то энциклике писал, что Маркс Марксом, но капитализм достиг очень больших успехов в построении комфортной человечной жизни для многих людей. С другой стороны, мы понимаем и знаем, и предыдущий папа Бенедикт об этом много писал: благополучие благополучных стран и возможность жить как бы честно, и по закону, и налоги платить, и процветать в глобальном масштабе построены на воровстве, обворовываются бедные страны, которые становятся со временем все беднее. Но этой второй истины перед глазами нет. Человек устроен так, что перед глазами у него американская мечта. Те представления о счастливой жизни, которые пришли в 90-х годах в Россию, в республики Союза и соцлагерь, это представление об американской мечте. Чтобы ее построить, как минимум, нужно не иметь на своей территории войны 200-300 лет. Чтобы она была построена не только в законах и предметах, но в головах.

Так называемые неопротестантские церкви стараются соединить христианство с американской мечтой. Эта концепция позитивного мышления там очень сильно укоренена – Бог не хочет нам зла, Бог хочет нам добра, чтобы мы были творческими, достигали успехов и так далее, чтобы люди не болели, не мучились и прочее. Что тут возразишь? Да, Бог этого хочет. Но у Бога есть такая неприятная особенность – Он этого хочет для всех людей, а не только для успешных. Поэтому, хотя Бог такой прогрессивный, одновременно Он очень неприятный. Получается, если я служу Богу, для Божьих дел отдаю мои возможности, мои ресурсы, мое богатство – если вам скажут, что Бог это всё вам возмещает, это неправда. То, что вы тратите, Бог просто отнимает. Потратили здоровье – Бог его вам не вернет. Вы тратите ради Бога, а Он у вас еще и отнимает то, что у вас есть – те ресурсы, те способности, которые у меня были для того, чтобы делать людям на земле добрые дела. Он их не увеличивает, Он их с годами просто отнимает. И символ этого – крест.

Иисус — молодой цветущий человек, сколько гениальных идей Он мог человечеству дать, сколько людей исцелить, сколько обратить. Бог у Него это всё отнял. Когда мы живем на земле, а мы на ней живем, это приходится иметь в виду – что Бог такой. Как устроен небесный мир – мы очень плохо знаем. Есть какие-то частные откровения, но по большому счету мы это плохо знаем. Можно говорить о том, что через практику веры, через добрые дела человек очищается и прочее, – но если мы почитаем монашеских отцов Церкви, людей, которые очень серьезно были этим озабочены и занимались этим, то мы увидим, что вся жизнь подвижника — это борьба, от начала и до конца. Человек стареет — возникают новые трудности и новые искушения, как это ни парадоксально. Бог дает дары радости, уверенности, дар отдачи любви, дар принятия любви. Но за них не уцепишься никак. Сегодня есть, а завтра нет.

На природе легко быть верующим, потому что видишь эти леса, поля, горы и озера, и всё такое приспособленное для меня. Бог это всё создал так, что я часть этого, я могу себя ощущать частью этого и раствориться в творении, испытывать благодарность. А когда находишься в городе — конечно, тепло тут у нас, тепло и хорошо. Но когда выходишь на улицу, машины вжик-вжик, воздух тяжело вдыхать, он с выхлопами и всякой гадостью. Улицы как каньоны – дома, через которые не видно толком небо, пешеходы толкаются, только и смотришь: заденут тебя или не заденут. Как в этом ощутить себя в руке Божьей? Ощутить себя органичной частью Его творения. Это трудно, потому что начинаешь думать о злых волях, о дураках, о людях, которые глупые, эгоистичные, вороватые, устроили вот это всё. Протест и злоба уходят на это. Но это же всё в руке Божьей, вместе со мной. Как в этом жить и радоваться жизни? Радоваться, не гипнотизируя себя «вот я счастлив, вот я счастлив, у меня всё хорошо». А по-другому: дышу этим отравленным воздухом и остаюсь жив. Я затронул тяжелую тему – отдача себя Богу во всем. Не только в больших благородных вещах, но и в мелочах. Потому что мелочей на самом деле нет. Отдача себя Богу и одновременно не фатализм, а активность. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2014

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website