Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 2 октября 2014 — Свв. Ангелы-Хранители

Октябрь 21, 2014

Роспись потолка храма в Эфиопии

Исх 23, 20-23; Мф 18, 1-5. 10

В Церкви люди как бы делятся на две основных категории: те, кто имеет какой-то мистический опыт, который можно интерпретировать в рамках Писания, и те, кто такого мистического опыта не имеет. Последних большинство. Богословие как раз рассчитано на большинство. Богословы, в основном, это не мистики, а люди, которые используют научные процедуры, фактическую базу. Фактическая база выглядит странной для ученых, потому что это Писание, это текст Библии. Этот текст обрабатывается в экзегезе таким образом, чтобы выявить факты, отбросив какие-то приукрашенности и субъективности, если это возможно. Потом идет логический анализ и синтез, обобщение этих фактов. На этом уровне про ангелов сказать почти нечего. Хотя ангелологий полно в любой религии – христианстве, иудаизме, исламе; в модификациях религий — в каббале, например. Но что получается, когда мы разбираемся с библейскими ангелами?

В первом чтении из книги Исхода ангел – это совсем не то, что в евангельском чтении. Потому что в книге Исхода идет речь о защите народа – народа как целого. Этот ангел в виде странного облака — и черного и сияющего одновременно — вот это и есть ангел или такая своеобразная рука – десница Божья, которая ведет народ. Она показывает, куда нужно двигаться, и показывает, когда нужно не двигаться, а стоять на месте непонятно зачем. Потом апостериори оказывается понятно, зачем. Взаимоотношения человека с Богом описываются в какой-то мере через реакцию людей на это облако, на этого ангела.

В евангельском фрагменте Иисус апеллирует совсем к другому верованию. Оно в иудаизме существовало как вера в то, что у каждой человеческой судьбы есть небесное отображение – звезда. Взаимоположение звезд, в какое они входят на небосклоне, можно было проектировать на судьбу человека. Когда Иисус говорит об ангелах, которые есть у детей, у младенцев, он апеллирует к этому представлению. Хотя вкладывает в это другой смысл, имея в виду, что не звезды управляют судьбами людей, а вот эти небесные отображения пребывают пред лицом Бога. Собственно, через них Бог судьбу человека и намечает.

В книге Исхода взаимоотношения с ангелом описаны так конкретно, что надо его слушаться, иначе будет хуже. Если переносить это на взаимоотношения с личным ангелом-хранителем, то возникает вопрос, как его слушаться, как вообще возможно его слышать или видеть. Есть люди, которые ощущают внутренний голос и воспринимают его как силу священного происхождения. Такие голоса или личный даймон в греческой культуре вещь распространенная. В христианской перспективе это интерпретируют как голос совести. Это уже ближе. Ближе к тому, что мы способны распознать, это уже можно назвать неким знанием. Знание того, что хочет Бог – сейчас. И это знание во мне каким-то образом обнаруживается. Это может быть действительно звучащий внутренний голос, может быть интуиция, а может быть, я вспомнил заповеди блаженства или вспомнил, как Иисус себя вел в какой-то ситуации, и мне показалось, что сейчас это применимо ко мне. Это тоже голос ангела.

Как ангел охраняет? Не обязательно это означает, что он предостерегает от какого-то аморального решения и охраняет этим тоже. Бывают чувствительные люди, не толстокожие, которые, может быть, балансируют на грани шизофрении. Они воспринимают логику внешних событий – знаки. Эти люди как бы распознают закономерности происходящего. Потерял в одном и неожиданно приобрел в другом, — в том, чего не ожидал. Такие случаи бывают, я сейчас просто не хочу тратить время на примеры. Правда, таких случаев человек всячески старается избежать. Человек обычно старается быть хозяином положения сам. Регламентировать свою жизнь, все обеспечить, гарантировать, дома, на работе, в государстве, в семье, в поликлинике, в больнице, чтобы лекарства были обязательно такие, которые гарантируют выздоровление, чтобы на все случаи жизни были какие-то социальные гарантии, пенсии, страховые выплаты… Там, где государство этого не обеспечивает, люди стараются накопить денег, приобрести могущественных друзей, чтобы не зависеть от каких-то там ангелов – мало ли что взбредет в голову ангелу. Для того, чтобы видеть знаки, нужно все-таки понимать, что эти гарантии на самом деле не гарантируют ничего. В любой момент может произойти 98-й год, дефолт, и все эти радостные российские мелкие и средние предприниматели начинают стреляться, вешаться, и прочее. Потому что они думали, что все уже гарантировано, у нас все есть, «Крымнаш».

Мы живем в мире, в который вместе с рынком, долларами вошли такие вещи, как «американская мечта» и «позитивное мышление» – как американцы это называют. Американская мечта означает, что у тебя есть все возможности для того, чтобы добиться успеха в жизни. Только работай упорно, учись, будь предприимчивым, все у тебя будет. Производная от этой американской мечты — это позитивное мышление. Если я не буду думать о несчастьях, о бедах, о неизвестности впереди, о страданиях, а буду конструктивно настроен на здоровье и процветание, то события и люди вокруг меня как-то незаметно организуются таким образом, что будет у меня и здоровье, и процветание, и рот до ушей. Это дело проникает в нашу среду, как норма. Отклонение от этого воспринимается как что-то постыдное, за что нужно на самом деле наказывать. Это модель такого ангела-хранителя, которым я руковожу сам. Он тогда обязан все мне приносить на блюдечке с голубой каемочкой. Для детей всякие продвинутые секции, школы, потом какие-то продвинутые университеты, потом как норма фитнес, пятое-десятое. Квартира в 130 метров — сейчас уже меньше просто невозможно, не уместишься в ней никак. Если этого нет, считается, что ты бездельник, и ты виноват в этом сам. Тебя нужно отправлять на трудовое перевоспитание. И это в ситуации, когда 80% людей на земле, если не больше, живет в совсем других условиях. В условиях, когда нет возможности гарантировать себе ничего, куска хлеба себе на завтра гарантировать нельзя, не то, что там доставать какие-то лекарства от исключительных болезней, от редких болезней. Конечно, такая жизнь больше стимулирует получать защиту от Бога или от любых сил, лишь бы только защищали. Поэтому, по-видимому, мистический опыт, визионерский опыт — это больше прерогатива простых людей. Простых и бедных. Собственно, из агиографий католических святых мы это вполне видим.

Я в прошлом году делал попытку личного исследования вмешательства и ангельских, и дьявольских сил в мою жизнь. Обнаружил это в эпизодах, связанных со стечением обстоятельств, значимых только для меня, — постороннему человеку это не объяснишь так, чтобы это было для него убедительно или создавало ощущение достоверности. Но это касалось и внутреннего состояния. Когда я анализировал, какие мысли, состояния мне внушает Бог, а какие старается внушить дьявол, я вспоминал несколько эпизодов из моей жизни, когда ситуация была не очень угрожающей или опасной, а вот внутренняя реакция была очень сильной, неадекватно сильной, и я делал то, что нужно. И наоборот: я ощущал, что все кажется таким плохим и опасным, но это дьявол пугает, а на самом деле пугаться не нужно, потому что ангел вывезет. Мне бы хотелось, чтобы сейчас мы немножко помедитировали, повспоминали о вмешательстве ангельских сил в собственную жизнь. Конечно, прежде всего ангела-хранителя, попробовали бы с ним, может быть, познакомиться как-то ближе. Давайте минут 20 отведем на это, а потом помолимся и продолжим службу.

© Священник Сергей Николенко 2014

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website