Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 28 сентября 2014 — Воздвижение Креста Господня

Октябрь 21, 2014

1 Кор 1,18-24; Ин 19

В других синоптических Евангелиях по-разному написано, что после смерти Иисуса завеса в храме разорвалась пополам, и было землетрясение, и некоторые мертвые воскресли и вышли из гробов. Евангелия связывают такое как бы простое событие — биологическая смерть человека — с мировыми потрясениями.

Есть два мира, которые называют по-разному: видимый и невидимый, небо и земля, материальное и духовное. Богословам трудно это хорошо объяснить, тем более, что в разных фрагментах Библии, которые были написаны в разные времена, этим словам придается разный смысл. В начале Библии, где написано «В начале сотворил Бог небо и землю», подразумевается просто небесный свод, не какая-то особая духовная сфера, просто небесный свод. Позднее начали это наполнять другим содержанием — когда из греческого мира, из восточного мира было взято понимание того, что существует духовный мир, и он совсем не похож на этот. Человек — непонятное существо, объединяющее эти два мира. Человек объединяет в себе эти два мира особым образом, за счет того, что он понимает.

В какой-то мере эти структуры духовного мира присутствуют во всех вещах, — просто потому, что все вещи имеют смысл. Но в богословии, в том числе в католическом, был такой период в середине 2 тысячелетия, когда думали, что эти два мира совершенно никак не связаны. Будто есть такой материальный мир, который завели как будильник, и там всё шевелится. И есть мир духа, и он совсем от материального отделен. Но это, конечно, не так. Восточное богословие и восточные отцы понимали духовный мир как мир мысли и ума. Хотя эти миры совершенно разные, связь заключается просто в том, что оба мира сотворил Бог. Оба мира как бы приспособлены для Бога и через это приспособлены друг для друга. Они отличаются, но совсем не так сильно.

Марксисты и марксистские материалисты думали, что дух является порождением материи — когда материя становится такой сложной, что возникает сознание, в природе появляется как бы компьютер, и материя порождает дух. Но верующий человек, в общем, верит в другое, он верит в то, что дух порождает материю. Многим людям для обретения веры нужно было удостовериться в этом. В том, что человек своей мыслью, своим желанием может породить что-то материальное. Это чудеса – то, что называют чудесами. Особенность человека в том, что человек — это такой прибор, который с помощью мыслей и воли может порождать материю. Порождать, изменять.
Проблема в том, что такие механизмы есть и в невидимом мире. Те вещи, которые называют бесами, — наверное, можно говорить о том, что они есть как бы разного уровня. Здесь мне очень трудно говорить корректно и аккуратно. Например, я не люблю какого-то человека и желаю, чтобы у него были неприятности, чтобы он умер, чтобы он вообще исчез бы. Такие желания время от времени возникают у каждого нормального человека, просто по слабости. Но эти желания мимолетные. Человек сам от этих желаний старается избавиться. Но если человек упорно желает кому-то зла, то это желание находит для исполнения невидимого посредника. Этот посредник -механизм или бес, который приспособлен для того, чтобы низменные желания переводить в действительность. Человек невольно прибегает к его помощи, и потом этот механизм, этот бес в человека встраивается. Становится частью человека – невидимой, но влияющей на функционирование человека. Человек оказывается зависимым от этой штуки.

Какие-то примеры бесов мы видим в Евангелиях, в Писании. Но Писание и Церковь нам говорят и о более пугающей вещи — что есть духовные силы высокого порядка, которые похожи не на механизмы, а на личность. Есть злые ангелы, образующие иерархию, во главе которой стоит дьявол — такая личность. Все вещи, связанные со смертью Иисуса и связанные со смертью любого из нас, происходят под влиянием этих сил. Иисус отгоняет от нас дьявола, у Него есть такая способность. Хочется быть сильными, хочется быть могущественными в этом мире, но могущество, как мы видим, дается дорогой ценой, то есть, человек попадает в рабство к дьяволу и его силам. Проявления этого можно описывать на психологическом уровне — механизмы одержимости дьяволом или зависимости, созависимости, неврозов и прочего, но суть глубже. Смерть Иисуса на кресте — это не отдельное событие, это звено в таком процессе, в котором Иисус побеждал как бы все стороны действия дьявола, когда дьявол, склоняя человека к злу, делает его сумасшедшим, больным или убивает. Последняя сторона власти дьявола, с которой проявилась власть Иисуса, это смерть.

Иисус, который воскрес и который является ученикам. Мы видим, что Он такой необычный, изменяет мир свободно, Его желания и мысли изменяют мир свободно. Ученики Его видят то в одном облике, то в другом. Он появляется и исчезает. Каждое явление сопровождается какими-то чудесами. Ему это уже не страшно делать. Он ничем не связан в отличие от нас, людей, которым вот этот механизм нашего мысленного воздействия на мир нужно очень тщательно охранять и беречь. Он для нас дает и большие возможности, и представляет большую опасность. Я часто думаю, что лично меня ангел-хранитель так бережет, чтобы я не лез в оккультные дела, для которых я просто не созрел, не имею достаточной чистоты и Божьей силы для этого.

Когда мы молимся и молились в нашей общине, в приходе за какого-то человека, спустя определенное время бывает помощь. Помощь не одномоментная, потому что одномоментную помощь бесы и дьявол осуществляют проще всего, а длительная, когда в человеке стабильно укрепляется вера и общение с Богом. Это у нас получается редко, и всегда требует от нас и большого напряжения, и больших страданий. Но всегда видно, что это делается силой Бога, не нашими силами, не какими-то другими силами, над которыми мы имеем власть. К сожалению, мы все-таки далеки от совершенства, очень далеки. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2014

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website