Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 11 января 2015 – Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня (византийский обряд)

Январь 17, 2015

194632.p

Гал 1, 11-19; Мф 2, 13-23

Чудной сегодня праздник – Иосифа обручника, Давида царя и Иакова брата Господня. Я бы назвал сегодняшний праздник «день иудея». Отмечая день иудея, что мы можем отметить? На фигуру Давида надо смотреть в контексте тогдашних представлений о достоинствах праведника, это первое. Второе – на нее, конечно, надо смотреть как показано, по контрасту с Саулом. Оба помазанники Божии, но отличаются тем, что один склонен к импульсивным и даже к компульсивным действиям, припадкам ярости, а у Давида этого начисто нет, он как бы разумен на 100%. Его разумность иногда дает сбои, поскольку движется не мотивами служения Богу, а похотью или чем-то еще, как в известной истории. (Хочется сказать, с Серсеей. Сейчас уже читаю 4 том, оторваться никак не могу и, в общем, получаю там определенные инсайты для осознания этой библейской истории.) Давид разумен и нельзя сказать, что лишен мстительности. Не лишен, но она у него управляема. Она поставлена у него в контекст праведности: око за око, зуб за зуб. И его последние завещания, которые есть в Библии, показывают, что Давид хочет оставить отомщенным не себя персонально, а фигуру помазанника, которого поставил Бог. Он мстит не за себя, а за оскорбление Бога, когда просит наказать этого Семея и кого-то еще, сейчас уже не помню. Значит, там показан идеал иудея Ветхого Завета.

Иосиф – это фигура уже другая, он получает откровение от Бога. По богословию Евангелия от Матфея все откровения получаются в снах, и Иосиф получает этих откровений больше, чем другие. Он тоже не демонстрирует какой-то непредсказуемости, импульсивности, своеволия, — это человек, для которого главным является послушание Богу. Соответственно, его разумность — как бы сейчас сказали «дискурс» – основывается на этом послушании как на принципе.

Про Иакова тоже интересно. Библейские истории подводят к тому, что Иаков брат Господень – это такой собирательный персонаж (в византийской традиции), в котором собраны, прежде всего, настоятель общины в Иерусалиме, настоятель иерусалимской Церкви, автор (возможно, анонимный, возможно, коллективный) послания апостола Иакова, некий Иаков брат Господень, который числится в списке 70 апостолов. В православной традиции считается, что это сын Иосифа от первого брака, – сейчас современные люди сказали бы «от первых браков». А латинская традиция, за неимением лучших возможностей, ассоциирует Иакова брата Господня с Иаковом сыном Алфея, подозревая, что это двоюродный брат Иисуса. То есть, тут такая каша, но в день иудея это всё допустимо. Обобщенный образ иудео-христианина и ученика Иисуса – более близкого или менее близкого. То есть, это человек, погибший, скорее всего, мученической смертью за свидетельство, за Иисуса. Человек, достаточно близко знакомый с Иисусом, может быть, входящий в число Его ближайших учеников. Человек, на котором отпечаталась личность Иисуса. Что это за отпечаток? Думаю, это соединение мистицизма со стопроцентной разумностью. Про Бога ничего не фантазировать, а быть настолько им занятым, что Бог видится в снах, выступает как откровение, в мыслях, озарениях. Воля Его ясно ощущается в глубокой молитве, а дальше работает разум. Разум, контролирующий поведение и делающий человека инструментальным. Инструментом в руках Бога.

Что еще важно, – может быть, это не видно в фигурах Давида и Иосифа, как они изображены, но иудей – современник Иисуса уже в большой мере человек книги. В дальнейшем иудеи становятся еще больше людьми книги. Можно говорить о том, хорошо это или плохо, но такова специфика этого человека иудея. Но, в общем, это уже другая тема, – это тема скорее того, что было уже после Иисуса. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website