Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 15 января 2015 – Четверг 1 рядовой недели

Февраль 5, 2015

cosimo-rosselli-the-healing-of-the-leper-detail-cappella-sistina-vatican-1481-82 (1)

Евр 3, 7-14; Мк 1, 40-45

Давайте сначала посмотрим на логику действий Иисуса. Исцеление от проказы, как известно, диагностировал священник: он смотрел, действительно ли кожа очистилась, действительно ли там была проказа или еще какая-то кожная болезнь. Потом приносилась жертва за полученное очищение. Таков был порядок. Иисус, поскольку у него репутация была неоднозначная, не хотел скандалов. Хотел, чтобы всё было по порядку, чтобы священники признали, что очищение состоялось, что это не какое-то бесовское наваждение, а вполне доброкачественная полноценная вещь. Но мы видим, что этот исцеленный ничего не сделал. Просто не сделал того, что должен был сделать нормальный иудей. Начал трезвонить, — понятно, как это рассказывается, — и люди смотрят: непонятно, то ли этот Иисус исцелил, то ли не исцелил этого человека, — понятно только, что этот человек что-то болтает, а должного свидетельства священникам не приносит. Понятно, что это всё как-то сомнительно и не от Бога. Поэтому и говорится о том, что Иисус уже не мог явно войти в город, но находился в пустынных местах. Тем не менее люди к Нему приходили.

Другими словами, как принято сейчас формулировать, Иисус щадит чувства верующих. Законы какие-то подаются в Думу о том, что нельзя оскорблять чувства верующих, и вот эта история с французским журнальчиком, где люди якобы погибли из-за оскорбления чувств верующих. С этой застреленной редакцией непонятно, в какой мере там было оскорбление чувств верующих, а в какой это задолго спланированный теракт. Но либеральная публика это воспринимает именно так: что эти чувства верующих — это всё глупости, а ценности свободы — прежде всего. «Свобода слова должна быть абсолютной, особенно в сфере искусства — это право художника на самовыражение, это священное право, на которое никто не может посягать». А с противоположной стороны говорят: вот оскорбление святынь, оскорбление религиозных чувств, это нельзя, убивать, конечно, плохо, но оскорблять — это тоже плохо. Миллионные демонстрации, приезжают главы государств и как бы возглавляют эти демонстрации. Получается смешно, потому что демонстрации происходят просто потому, что эти чужаки, приехавшие мусульмане, уже поперек горла, раздражают. Раздражают бездельем, хамством. Есть другие, которые адаптировались, работящие, но на них никто не обращает внимание, потому что норма не привлекает внимания, обращают внимание на бездельников, на наглых, на эксцентричных. В сознании как бы всё там раздвоено, растроено. А у глав правительств другая цель — эти протесты направить по определенному каналу, мол, народ не соображает, чего орет, а мы им как бы покажем, против чего надо. Против Аль-Каиды, за единую Европу, за европейскую культуру, в которой есть традиция этого так называемого французского юмора. Это всё в кучу. Политики тоже по большому счету мало что понимают, но у них есть конкретная цель, — хотя бы цель удержаться на следующих выборах.

Давайте к Иисусу все-таки вернемся. Тут Он демонстрирует уважение к чувствам верующих, но в других эпизодах создается впечатление, что Ему на эти чувства верующих полностью наплевать, что Он намеренно шокирует людей. Наплевать человеку в душу — это плохо, но это возможно, если вместо этого ты даешь ему что-то большее, более важное. Вот Иисус дает. Он дает человеку дорожку к спасению, разрушает благочестивые стереотипы про субботу, про то, про сё, это очень больно и ранит, но, если это разрушено, за этим открывается путь к Богу, реальный путь к Богу. Это самая главная вещь. Либеральная свобода, точнее, либеральное представление о свободе — это только часть, только половина дела. Половина дела – это всегда вранье. Хотя она отвечает важнейшей потребности человека – снизить ощущение тревоги от того, что в мире все так серьезно. Свобода смеяться над всем как раз удовлетворяет эту потребность. Дает временное облегчение. Однако наше отношение и к религиозным проявлениям, и к эстетическим каким-то делам – это должна быть такая дорожка между двумя фундаментализмами, между религиозным фундаментализмом и атеистическим, либеральным фундаментализмом. Не всё можно, но ради Бога можно всё. Путь милосердия – это такой шокирующий путь, потому что приходится отказываться от разного симпатичного: от представления об успехе в жизни, о профессиональном успехе, о благополучной жизни в благополучном семейном мирке, от представления о славе, о достижениях, о самом творчестве. Оказывается, что эти представления — это полуправда. Иисус — такой вот человек из низов, который не сделал никакой карьеры, так и остался человеком из низов, не приобрел семьи, не приобрел успеха в обществе. Люди то приходят к Нему тысячами, то отходят от Него тысячами же. Ему это не так важно. Важны единицы – те, кто свободен в Божеском смысле. Ну, в общем, не буду отнимать ваше внимание. Спасибо.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website