Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 18 января 2015 — Крещение Господне (византийский обряд)

Февраль 5, 2015

Тит 2,11-14; 3,4-7; Мф 3, 13-17

В церковной традиции очень важную тему «закон и благодать» проецировали на фигуры Иоанна Крестителя и Иисуса. Иоанн очень жесткий пророк, пророчествующий о конце мира в традиции апокалипсисов, о наказании за грехи, которое неизбежно. По контрасту Иисус выступает как носитель и вестник милосердия Бога, который делает так, что грехи не наказываются, справедливость не осуществляется – грехи просто прощаются. Получается, что проповедь Иоанна Крестителя как бы отдельно, а возвещение прихода Спасителя и Мессии – это как бы другое измерение, которое, может быть, Иоанну плохо давалось.

Евангелия показывают, что Иоанн Креститель действительно указал на Иисуса и крестил Его. Но в какой мере он понимал, что такое Спаситель и как происходит спасение, этого мы по Евангелиям, в общем, не видим. И насколько прочно было это понимание? В других местах синоптиков мы читаем, как Иоанн уже из темницы посылает к Иисусу узнать: тот ли Ты, которого ждали? Создается впечатление и, наверное, так и есть, что евангельская сцена – она такая теологическая, с изображением крещения Иисуса, схождением Духа и с гласом. Гораздо более правдоподобна история о том, что после крещения Иисус ушел в пустыню: история того, что крещение в Иордане было, скорее, личным опытом Иисуса. Больше личным опытом, чем опытом, который в этот момент получили окружающие. Гадать смысла нет, все равно сейчас мы эти вещи не поймем в смысле документальной исторической правды, не узнаем. Важен смысл. Что Иисус делает то, что невозможно. Не наказывает грешника, а исцеляет.

Грех – это же такая вещь как прокисшее молоко. Его обратно уже не выправишь, его можно только выкинуть или переработать, потому что микроорганизмы уже сделали из молока не молоко. Конечно, это не полная аналогия, но грешник – это уже как бы не человек. И Иисус делает его человеком назад. В психологии говорят о том, как человек прорабатывает свое прошлое, исходя из того, что какие-то вещи он не понимал, какие-то не мог, и прочее, и что это приносит прощение обид, исцеление травм. Но это только кусочек реальности. А реальность такова, что если действием Иисуса Бог не простит этому человеку грехи, то исцеления не получится, или будет только видимость исцеления. Это как прокисшее молоко сахаром посыплют и скажут: вот, оно уже не прокисшее. Платите деньги.

Удивительная вещь – по крайней мере, Евангелие и учение Церкви так говорит. Не знаю, может быть, у Бога есть и другие способы прощения грехов, но Он выбрал для этого как прибор или инструмент Иисуса человека. Личностный пример для нас. Самый сильный, какой может быть. Не литературный, не сказочный, и, главное, не научный пример. Пример того, как структуры вселенной, космоса зависят от личности человека. Есть масса молитв и в иудаизме, и в других религиях о том, чтобы Всевышний просветил, дал понять, но на самом деле мы, даже просвещенные, понимаем крайне мало, — мы просто доверяем тому, что мы покаялись, и Господь выправил, а на каком уровне выправил мы опять-таки не знаем. Когда будет лучше, кому будет лучше, где будет лучше, ничего не знаем, но знаем, что если мы к Богу обращаемся, то где-то будет лучше. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website