Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 22 января 2015 — Четверг 2 рядовой недели

Февраль 5, 2015

10trans5

Евр 7, 25 — 8, 6; Мк 3, 7-12

Видите, какое тут у Марка встречается отождествление беса с человеком: «Духи нечистые, когда видели Его, падали перед Ним и кричали. Но Он строго запрещал, чтобы не делали Его известным».

Я думал о том, как сравнительно много явлений Богородицы, причем массовых, а что касается явлений Христа, то тут, по большому счету, нечего назвать. Есть видения отдельных людей, но это видения, которые вполне укладываются в психологический или парапсихологический опыт, а с Богородицей получается не так. В православной Церкви даже есть такое поверье, что явления Христа надо тщательно проверять, не обманчивы ли они, потому что чаще всего это бесовские явления, а явления Богородицы – это другое дело, там всегда порядок. Почему Иисус так надежно скрылся после Вознесения? Это вопрос, который у меня время от времени всплывает, но поскольку ответа я на него не нахожу, он уплывает назад. Вообще вещи, связанные с Иисусом, это чаще всего жестокие вещи, — Богородица, хотя и пророчествует неприятности, но говорит об этом в форме, которая дает надежду. У Иисуса это все более жесткие дела. Может быть, это различие так называемого мужского начала с преобладанием разумного элемента и женского с эмоциональным преобладанием.

Священникам, церковным профессионалам и сестрам, а через них и самим верующим очень трудно отделить структуру от живого человека. Но это профессиональная деформация, и, если с ней специально не заниматься, она просто дальше прогрессирует.
Да, Бог исправляет, Бог все может, но Бог не исправляет человека, выдирая его из контекста, из окружения. Человек может измениться и выйти из этого окружения, но он несет все связи с этим окружением на невидимом уровне. Какие-то связи на психологическом уровне, а какие-то совсем невидимые. Он страдает за грехи этих людей, искупает их любовью и, как мы это говорим, силой Христа, — собственно, не понимая, что говорим. Такое вот условное обозначение у нас: «силой искупительной жертвы Христа». А если человек просто выскочил и считает, что он все связи обрубил, — не обязательно отрезал и все, а просто человек может считать, что они там все такие примитивные, не понимают ничего, к возвышенному не стремятся, — это значит, что главную связь любви он пытается перерубить. И аукается это ему потом плохо. Так вот мы на себе всё тянем.

Иисус в теологической перспективе (а теологическая перспектива — это всегда такая идеализированная схема) сознательно не обрубает связи ни с одной человеческой личностью в мире, и связывает через Себя эти личности с Богом. Не только человеческие, наверно, личности, но и такие субличности животных, каких-то еще существ, которые имеют личностные проявления в форме, ослабленной инстинктами. Это предмет нашей веры и надежды: то, что это работает. И что мы можем к этому подключиться и тоже не бояться тащить, по возможности, других. В молитвах, в размышлениях, если не получается фактически. Тащить к Богу.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website