Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 26 февраля 2015 — Четверг 1 недели Великого Поста (латинский обряд)

Апрель 5, 2015

original20932822

Есф 14, 1. 3-5. 12-14 (по Вульгате); Мф 7, 7-12

А., ты жаловалась, что в этом тексте всякие прикладные вещи, не имеющие отношения к сексуальности. Но по моему замыслу-то все наоборот, то есть, я хотел дать некий не прикладной, а фундаментальный взгляд на человека и потребности, которые у него формируются. И потом частный взгляд на этого целостного человека с точки зрения его сексуального измерения. Особую перспективу потока жизни человека. Такой целостный взгляд на человека – это жанр литературы Премудрости. Книга Эсфирь, которую мы сейчас читали, по жанру назидательная. Это книга, по-видимому, достаточно поздняя, она появилась незадолго до I века как иллюстрация к празднику Пурим. Это было время, как мне кажется, когда иудеи потеряли ощущение руки Бога в своей истории, в истории народа. В динамичные времена Моисея и исхода из вавилонского плена ощущение руки Божьей было, по-видимому, очень сильным – ощущение того, что над народом довлеет эта сила Бога, и если идешь не туда, если молишься другим богам, то будет плохо. А в этот период уже нет живого ощущения присутствия Бога в истории, и приходится писать назидательные книжки, придумывать, как Бог действует на самом деле. Вот эта Эсфирь, через которую Бог разрушает заговор чиновника против народа иудейского.

Но все же я возвращаюсь к целостному взгляду на человека в культуре Премудрости. Там очень подробно, но по-своему, прописан и генезис человека, и связь его с тварным миром. То, как Премудрость Божия или Дух Божий находят свое осуществление через разум человека, через силы человека. Может быть, до сегодняшнего дня невозможно сказать какие-то вещи лучше, чем там сказано. Конечно, там очень большой оптимизм, который мы видим обычно у неофитов либо у людей уже очень пожилых, с очень длительным религиозным опытом, который показывает, что промысел Божий все-таки осуществляется. А вот на средних отрезках времени, у тридцати-, сорока-, пятидесятилетних, мне кажется, больше оснований сомневаться в том, что Бог действительно устраивает человеческую жизнь и судьбу, и, в конце концов, плохое приводит к хорошему. Ментальность старого человека, конечно, другая, и душевное устройство другое. Он активно ничего уже в своей жизни не строит и смотрит на итоги. А видение итогов такое: периоды бесплодных усилий у хорошего человека обычно уходят из памяти, остаются позитивные ключевые результаты. Я не знаю, может быть, это в интересах Бога, чтобы вот так менялось сознание и память. Может быть, Бог специально так строил человеческую природу, чтобы легче было с верой и с надеждой переходить в вечность. Иисус в Евангелиях все-таки молодой человек, Он говорит «просите и дано вам будет, ищите и найдете», но это вещи, которые Он не сам придумал, в этом есть мудрость Израиля.

Я думал недавно о том, что меня совершенно не интересует, чего там сейчас на Украине происходит или где-то еще, как министры иностранных дел по этому поводу переговариваются, или чего там президент и тому подобное. Меня интересует другое: как происходит перетекание греха, вот этой ненависти, лжи, стремления человека принять ложь о других, о себе самом, принять это за истину. Как это все перетекает в процессах, происходящих не обязательно по человечеству, это может перетекать по Вселенной, по другим мирам, каким-то одухотворенным и человекообразным. Но Иисус об этом не говорит ничего, может быть, просто потому, что в представлениях, которые есть у иудеев, Он это знание не умеет никак вербализировать, как-то различить его. Может быть, Он ощущает, как идет борьба добра и зла, но высказать на сегодняшнем языке этого не может, на языке сегодняшних представлений о Вселенной.

Была и есть такая наивная вера, что души хороших, святых, после смерти поступают прямо к Богу, а тех, которые похуже, поступают прямо к Богу немного погодя. Мне кажется, что это чересчур оптимистично-наивные ожидания. Бог будет ближе настолько, насколько это в возможностях природы человека. Но, думаю, не совсем так идеалистично. В общем, наша потребность в счастье будет насыщена, но не думаю, что на 100%. Не думаю, что в природе человека быть счастливым на 100%, потому что, если есть развитие, оно требует неудовлетворенности.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website