Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 5 марта 2015 – Четверг 2 недели Великого Поста

Апрель 5, 2015

20130623213450

Иер 17, 5-10; Лк 16, 19-31

Знакомая дала пачку выпусков журналов по психологии. Это движение, о котором я уже говорил, – движение православной психологии, вечно молодое, как все у нас. Нормальная фигура там – это некий профессиональный психолог, психотерапевт, кандидат или доктор наук, который воцерковился и, будучи психологом, увлекся так, что теперь всю свою профессиональную деятельность строит в православной парадигме. Библию они плохо знают – они Отцов знают. Потому что Библия – это текст не психологичный, а Отцы Церкви, как им казалось, писали о вещах, близких психологу: о страстях, об искушениях, о том как начинается искушение.

(Не могу остаться равнодушным к слову «прилог». Прилог – это когда появляется что-то греховное, и я незаметно соглашаюсь с этим, и потом это развивается в страсть и одержимость.)

Они интересно так бомбят цитатами: «у такого-то отца написано то-то», — выдергивают из контекста, и нет никакой идеи проанализировать, в каких обстоятельствах отец это написал, в каком контексте – может, у него к этому времени как у пустынника крыша уже давно съехала. Этого нет, все так некритично. Интересно – доктор наук, владеет научными методами, скептицизм у него есть всякий, но как только доходит до православия, это все у него начисто отшибает, он становится стопроцентным буквалистом.

Мне попался любопытный текст: специалисты писали энцефалограмму головного мозга в той мере, в какой он присутствует у студентов какой-то семинарии, в то время, когда они читали Иисусову молитву. В смысле Иисусовой молитвы они были тренированные, и на энцефалограмме, которая пишет амплитуды электрических колебаний в мозгу, в какой-то момент все пропадало. Энцефалограмма писала ноль. И это зародило страшное сомнение в душе православного нейропсихолога (или целого коллектива), потому что такая же штука была в медитациях буддистов. А это же разные вещи, у православных-то Иисусова молитва, а у буддистов медитация, это другое совсем! И вот они в статье думают, как с этим быть. Но так и не придумали ничего. Единственное ценное, что они придумали, это то, что в такой глубокой Иисусовой молитве наступает глубокое торможение мозга, и очаги возбуждения в мозге успокаиваются.

Для мозга это торможение очень полезно. Очень оздоровляет мозг, и все, что там из мозга растет. В то же время торможение – это гораздо более энергоемкая вещь, чем возбуждение. Потому что возбуждение – это колебательный процесс. Колебательный процесс естественен для мозга, пока он жив, а для торможения нужно затрачивать дополнительную энергию на гашение колебаний, на стабилизацию. Затрачивается масса энергии. Ухтомский, местная звезда, специалист по этой части, писал: вот помолюсь и после этого попробую курить, меня тошнит, или в компании не могу быть, плохо чувствую себя. Это от того, что молитва, если она правильная, это очень энергоемкий процесс. В этом плане монашеский пост, который сопровождает период молитвенной активности, это никакое не ограничение, а просто создание наиболее благоприятных условий, чтобы не болеть от молитвы. Вот такой тезис. А буддисты – это, конечно, вообще не люди, и говорить о том, что какой-то буддист может спастись, это не по-православному. Такое вот раздраженное слово жизни на пост. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website