Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 29 марта 2015 – Неделя 5-я Великого поста (византийский обряд)

Апрель 17, 2015
Свящ. Франциск Рачюнас MIC (1919-1997)

Свящ. Франциск Рачюнас MIC (1919-1997)

Исх 3, 1-15; Евр 9,11-14; Мк 10, 32-45

Сегодняшние Чтения очень насыщены богословием. В первом Чтении из книги Бытия Бог предстает как неведомая, непознаваемая сила. Поэтому имя у Него такое странное: Яхве – Тот, Кто Я Есть. Эта личностная сила хочет вывести народ на свободу. Этот народ, который каким-то образом начал поклоняться этому единому Богу и выделять Его голос из хора голосов других надприродных и природных сил, других богов с маленькой буквы. Что это за голос? Это, я повторяю, голос свободы. Человек по природе своей предназначен для борьбы за свободу. Внешнюю свободу трудно отделить от внутренней, потому что внешнее рабство всегда искажает природу человека, делает его рабом или, по крайней мере, стремится сделать его рабом в душе. Писание нам все время говорит о том, что бороться против этого рабства в душе и побеждать мы сами не можем. Не хватает сил, не хватает знания, многого не хватает. В книге Бытия Бог выводит этот народ из рабства Своей силой, но из внутреннего рабства вывести не получается. Появляются отдельные люди, которых мы называем пророками, люди Божьи. Они стараются подвигнуть всю массу по пути свободы. Получается плохо, потому что массы всегда действуют на порыве. Когда плохо, и когда кто-то эту массу зажигает, масса способна на подвиги. На подвиги и ради хорошего, и ради плохого, смотря чем ее зажечь.

Вот Иисус, в традиции пророков, старается воспламенить массу, показывая ей дела Божьи. Вещи, которые получаются только у Бога: изгнание бесов, оживление мертвых, исцеление больных. Старается показать, что это все связано с освобождением от греха, только тогда это будет надежно. Если внутренней свободы нет, то и внешней свободой человек воспользоваться не в состоянии. А когда внутренняя свобода есть, то и внешними цепями человека не поработить. Иисус показывает этот путь – путь не для избранных, а для всех. Он проповедует всем. Человек – это такое существо, у которого сознание и психика связаны с материальными вещами, с устройством организма, с состоянием организма, с состоянием окружающих и даже с состоянием природы. Иисус показывает, как эта внутренняя свобода, которая есть Бог и которую дает Бог, одерживает победу даже над силой смерти. Смерть не исчезает, а преображается, превращается в переход в другую жизнь.

о. Бернардо Антонини и о. Сергей Николенко (справа). Начало 90-х гг.

о. Бернардо Антонини и о. Сергей Николенко (справа). Начало 90-х гг.

Он как бы дал этот рецепт, и надо им воспользоваться. Многие люди пытаются это сделать для того, чтобы не было хуже потом, после смерти. Ну и для того, чтобы при жизни было не так плохо. Эти люди ходят в церковь, все правильно делают и правильные слова говорят. Но пока у них этот мотив сохраняется, из хождения в церковь, благоговения, молитвенных экстазов и прочего ничего хорошего не получается. Потому что главная вещь, которую Иисус сам для себя поймал, и которую Он пытается передать – это парадокс: кто пытается сохранить душу свою в этом мире, тот ее потеряет. А кто идет на то, чтобы ее потерять, тот приобретет. Такой вот жестокий парадокс, который легче всего дается каким-то сумасшедшим, людям, которые себе не представляют ценность жизни.

Позавчера была годовщина смерти Бернардо Антонини и день рождения отца Франциска Рачюнаса. Люди почти одного поколения, но Бернардо чуть помладше. Бернардо последние десять лет убил на производство священников – в основном, из людей, которые к этому не пригодны. Рачюнас был в Литве провинциалом ордена мариан: у них просто харизма такая, помощь священникам, находящимся в трудном положении. Но большая часть этих священников на практике – это оказываются люди с какими-то личностными дефектами, которые тоже не пригодны для этого служения. А священник все-таки довольно важная фигура в Церкви в той мере, в какой он способен через себя показать людям Иисуса Христа и, собственно, Бога невидимого и непознаваемого. Показать и через это передать Божью силу, силу освобождения. У Бернардо идет процесс беатификации, у Франциска Рачюнаса этого нет, но они, конечно, были очень близки по той полноте, с которой они отдавали себя Богу и себе не оставляли ничего. Но из десятков этих молодых и не очень молодых людей, которые рвались в священники, приличными священниками стали единицы.

Я к чему эту привел эту реминисценцию – к тому, что весть о Боге, и то, что Бог дает Сам Себя, это обращено ко всем. А берут это единицы. Берут, но не на миг, а устойчиво. Вот это семя, которое прорастает и дает большой плод. Это такая печальная реальность, в которой нам надо находиться, и сами мы никогда не знаем, прорастает у нас как следует или нет. И другие слова Иисуса важны, которые Он в Евангелиях говорит Петру тоже в последние дни: дьявол просил Меня, чтобы Я просеивал вас как пшеницу, выбирал подходящих, а неподходящих отсеивал. Тоже такой парадокс: нельзя просеивать. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website