Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 23 апреля 2015 – Четверг 3 недели Пасхи (латинский обряд)

Апрель 25, 2015

upload-2-pic510-510x340-56680

Деян 8, 26-40; Ин 6, 44-51

Сейчас была двухчасовая группа, послушали всех. О благополучии говорить не приходится – в таком общепринятом смысле. Таком, как в советских фильмах – человек, увлеченный работой, вся жизнь у него проходит на комбайне или в хирургическом отделении. Он, значит, весь там, у него творчество и борьба, и борьба не бессмысленная, а борьба, через которую он может творить еще лучше. Позитив от такого творчества, которое идет на пользу всем, всей стране, все это одобряют, морально поддерживают этого человека. Такой монолит, на фоне которого пока еще есть отдельные, которые мешают. Вот это все развалилось, и люди, которые были на этом воспитаны, оказались как в безвоздушном пространстве. На смену этому идет другая модель. У меня такие данные, что я всех растолкал локтями, исхитрился, заработал денег, теперь я уважаемый человек, и деньги обеспечивают мне уважение и общий почет. А на публику – поддерживает ли она меня, завидует, любит или ненавидит – наплевать. Потому что у меня есть эти деньги, которые в правильной стране – это главное. И все их уважают.

Общество, которое у нас есть, еще не перешло полностью от первого ко второму. Р., ты рассказывал про родителей из вашего класса и про детей: вот если бы общество уже по-настоящему перешло на капиталистические рельсы, то эти дети богатых родителей учились бы отдельно. Эти бедные им не мешали бы, не портили бы ландшафт. А пока еще вместе. Пока еще такого полного отделения не произошло. Точно так же, К., твоя шишка на затылке. Эта поликлиника считает, что она уже должна лечить по-европейски. Раннее обнаружение онкологических заболеваний, в первую очередь кожных. Как в просвещенной Европе. И вот они это делают, построили эту систему, обследование, к одному врачу, другому – все есть. Лечить только человека не умеют. А так все хорошо.

Вот перманентные трагедии, связанные с семьями, которые распались и не склеишь никак, мужья уходят, жены уходят. Обращаемся к епископам, к пасторам, к психологам, в церковный суд – никакого эффекта, хоть плачь. Точно так же концепция семьи от благостной социалистической отошла, а к благостной капиталистической не пришла. Кажется, что все пути открыты, заработал деньги, можешь жить счастливо, быть успешным, свободным, хочешь съехался, хочешь разъехался, хочешь женился, хочешь развелся – все в твоих руках. Не получается. А вот сравнить нашу московскую жизнь с деревней в Хибинах, где по пьяному делу бросили окурки, начался пожар, за десять минут от деревни одни печные трубы остались. Здесь этого нет. По сравнению с Хибинами, с голодными районами Африки – прямо рай.

Сейчас мы так активно выжимаем из Великой отечественной войны, как из лимона, последние капли. Люди жили в освобожденных городах, отопления нет, электричества нет, ничего нет, бандитизм, а все счастливы и есть солидарность, потому что война закончилась, немцев прогнали. Всё относительно. Но очень важно чувство общности, что «мы вместе». Вместе переживаем горе, вместе радуемся.

Почему я про это всё говорю – чтобы понять, а что за Бог такой? Который устроил вот такую штуку. Зачем Он это сделал? Какие, если можно так сказать, побуждения Его души заставили так сделать? Кому от этого лучше? Одна вещь – мне более или менее понятно, что несчастья, конечно, вещь неоднозначная, они ожесточают, но, с другой стороны, они пробуждают человеческую солидарность. Когда люди чувствуют, что значит быть вместе, как это хорошо быть вместе.

Наш В. несчастный, который выскочил отсюда – отчего он выскочил? От того, что злой начальник начал высвечивать его положение, что вот он не вместе со всеми на самом деле. А он и пришел для того, чтобы быть вместе. Ощущать, не знаю как сказать не штампованно – ощущать, что он интересен другим, важен, представляет какую-то ценность, не барахло такое, которое ничего не может. И все время он ходит в такие места, к таким людям, которые его принимают и показывают ему, что он кто-то ценный. Как ему кажется…

Иисус говорит в Евангелиях «Я Сын Божий, Отец все Мне дал» и прочее… Иисус через наше желание быть связанным с Ним действует сквозь нашу природу. Про нашу природу мы очень мало знаем. Но Он проникает в нас и действует через нас. Как отделить Его действия, то, что мы называем любовью Бога, милостью – как это отделить от всяких второстепенных вещей, которые тоже нашей природе свойственны? Стремление к психологическому комфорту, к уюту, к успеху, к уважению со стороны других. К отсутствию обеспокоенности завтрашним днем. На другом языке это называют различением духов. Различение духов – это важнейший дар, который Иисус, действующий в нас, нам дает. Он позволяет отличать попустительство от милости. Отличать жестокость от безответственности.

Закончить каким-то морализаторским призывом я не могу. Просто сейчас будем молиться, будем стараться, я думаю, вот эти все вторичные вещи, второстепенные, отбросить. Взять из Евхаристии любовь Божью, самый центр. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website