Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 14 мая 2015 – Вознесение Господне (латинский обряд)

Май 27, 2015

11_06_02_ascension_feet_02

Деян 1, 1-11; Еф 1, 17-23; Мк 16, 15-20

Был такой английский философ Тойнби, он занимался историей цивилизаций. Он, собственно, насколько я помню, и ввел этот способ рассмотрения исторических событий в терминах вызова и ответа. Вызов – это то, что стоит перед отдельным человеком или перед группой людей. Это новые обстоятельства, в которых он еще не знает, что делать, как отвечать и к чему это приведет. Вот сообщество людей находит ответ – как выйти из положения, достойно сохраняя ценности, сохраняя жизнь и все такое. Этот подход оказался очень популярным, особенно, в религиозной католической философии. Есть довольно хорошая книжка Бедуэлла по истории Церкви, где история делится на периоды как раз по признаку вызовов, возникающих в конце какой-то большой эпохи в жизни Церкви. Церковь старается на этот вызов отвечать, обращаясь к Святому Духу, слушая Святой Дух.

Самое близкое для нас – это вызов глобализации. Глобализацию задерживало массовое увлечение идеологией, возникновение мощных идеологических систем. Вроде бы сейчас их мощь подорвана. Мы это ассоциируем со временем падения Берлинской стены. Контакты между народами и людьми стали развиваться, и теперь мы видим, что на этом пути как препятствие возникла религиозность. Религиозность, соединенная с этнической и с культурной принадлежностью. Церковь смотрит, как в Святом Духе можно это преодолеть. Преодолеть эту разобщенность. Но успехов, естественно, больших нет, потому что силы и деньги, задействованные в этих процессах, столь велики, что католическая Церковь со своими ресурсами мало что тут может сделать, кроме призывов и кроме молитвы.

В 60-х годах был экуменический энтузиазм и энтузиазм в плане религиозного диалога. Сейчас от этого энтузиазма уже ничего не осталось. Сам экуменизм находится под вопросом, поскольку перед лицом преследования, гонений и убийств христиан в мире, становится понятно, что поиски блох в догматических различиях, в литургических традициях и так далее – это блохи. Вот это всё вызовы. Как ответить на развитие агрессивного ислама без озлобления и без стремления сам ислам как религию закатать под асфальт?

Жизнь отдельного человека тоже можно, как я говорил, рассматривать с этих позиций. Вызов – это то, в чем участвует и Бог, и дьявол. Потому что вызов – это всегда событие. События внешней, внутренней жизни. В них всегда действует то, что от Бога, то, что призывает к росту, к спасению, и действует то, что от дьявола, сила искушения. То, что заставляет двигаться по легкому пути, по пути ненависти, игнорирования. Сознания своего превосходства над другими или, наоборот, сознания жертвы. И так далее. Дать на вызов адекватный ответ можно только в Святом Духе. Это такая аксиома. Для учеников Иисуса одним вызовом была Его казнь на кресте и смерть. После этого сразу же последовало воскресение в обновленном теле как вызов. С вызовом Воскресения Церковь кувыркается по сегодняшний день, пытаясь его понять – кстати, как и с вызовом смерти Иисуса, с представлением о том, что никакое хорошее дело не одерживает прямой непосредственной победы в этом мире. Обязательно оно побеждает неожиданным образом, через видимый крах, через крах ожиданий.

Сегодняшний праздник Вознесения: ученики только-только начали привыкать к эксцентричностям явлений воскресшего Христа, и тут вдруг – раз, и они прекратились. Ученики уже не были так перепуганы, как после распятия. По крайней мере, Деяния Апостолов показывают, что время после Вознесения ученики уже сплоченно встретили в молитве. Мы видим, что какого-то одного схождения Святого Духа в Пятидесятницу, разумеется, нет, а есть постепенный набор учениками крепости в вере и в молитве. Если распятие они встретили дезориентированными и деморализованными, то Вознесение, как мы видим, они встретили уже как Церковь. Сплоченные, с адекватным ответом в молитве. По крайней мере, таким образом эта история осмыслена и изображена в Деяниях Апостолов.

Дальше будет ниспослание Святого Духа, которое мы будем еще дважды праздновать на протяжении недели. Оно просто как очередной этап. И очередной вызов. Они получили опыт силы, и с этой силой нужно было учиться обращаться. В католической Церкви этот период, когда учатся обращаться с силой Духа, называется «мистагогия». По сути дела, он протекает всю оставшуюся жизнь после катехизации. Взаимодействие с благодатью Божией – это такой постоянно действующий вызов, все время требующий нового ответа. Привыкнуть невозможно. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website