Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 1 июня 2015 – Пятидесятница (продолжение)

Июнь 21, 2015

Мы вчера на занятиях прихода говорили о том, что главные дары Святого Духа – это то, что позволяет человеку быть порядочным. Надежным, добрым человеком. Все остальное не так важно. Порядочность — это как бы другая сторона верности, верности и предсказуемости в хорошем смысле. Конечно, проблема в том, что доброта Бога – совсем не предсказуемая. Что Он с нами решит делать ради нашего блага в следующий момент, это не понятно. Такой образ порядочности с Богом не очень связывается. Вот как понятие порядочного человека не связывается с понятием провокаторства, а со стороны Бога все время провокаторство. Соединение этих несоединимых вещей — порядочности и провокаторстве.

В маленькой группе, которая была у Иисуса, это все переживалось очень живо. Эти люди, апостолы, пока Иисус был жив, не очень понимали, а с годами до них дошло, что действительно они отдают жизнь ради Бога, ради верности Иисусу, тому, как Он учил и как Он вообще себя вел.

Конечно, на этом пути было много событий, которые давали повод для большой благодарности к Богу, что Он так все устраивает; были и другие события, которые порождали отчаяние и сомнения в доброте Бога – но эта связь держалась. Есть тайна в том, что эта связь больше наших кровных связей, связей родителей и детей. Хотя эта последняя связь такая фундаментальная, и она лежит за порогом вещей, которые нас раздражают или радуют. Может быть, это и есть связь с Богом.

Есть такая мечта – обратить все человечество в христианскую веру, сделать весь мир состоящим из своих, из людей Божьих, сделать мир таким, чтобы в нем было не так одиноко и страшно, отдать мир Богу для преображения. Эта мечта расцвела в Церкви к 3 веку, когда уже были диоцезы, и аристократия, и власти благоволили. Эту мечту начали осуществлять с 4 века, и все стало разваливаться на глазах. Многие идут сейчас в Церковь ради возможностей пользоваться благами лояльности – лояльности, может быть, не в дешевом смысле, а чтобы быть как все, не быть одинокими, иметь вокруг себя большой круг своих людей и радоваться с ними, и надеяться, что Бог в этом есть. Эта мечта в Церкви по сей день живет, но обламывается.

Сейчас произошла диссипация этой мечты, в том отношении, что уже очень многое из того, что мы относили к спасительности веры, мы готовы отдать. Обрядность, посты, молитвы какие-то общепринятые. Единственно, что нет готовности отдать – по крайней мере, у меня – это Троицу. Я понимаю представление об анонимных христианах, о людях, которые ищут Бога подручными средствами, как получится. Но это не происходит без посредства Иисуса Христа, того, что наш путь к Богу лежит через то, чтобы подражать Ему, следовать за Ним. Я отдать это не готов, и как-то искал я в истории людей похожих на Иисуса, изображенных таким образом, с такими особенностями, но, в общем, не нашел. По крайней мере, до Него. Вроде я молюсь к неведомому Богу, но держу в уме то, как Иисус через писателей ранней Церкви показал мне Бога и показал мне самого меня. Как вот это передать, я не знаю. Это происходит каким-то штучным образом, явно по какому-то особому действию духа Божия. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website