Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 31 мая 2015 – День Святой Троицы. Пятидесятница (византийский обряд)

Июнь 21, 2015

pentecostblank-small

Деян 2,1-11; Ин 7,37-52; 8,12

В теологии Ветхого завета Дух Божий – это то, что дает возможность человеческой личности раскрыться с той стороны, с какой это сейчас нужно Богу. Прежде всего, это раскрытие подразумевает соблюдение заповедей. Идти по жизни перед лицом Бога. Это значит, все время ориентироваться в жизни по заповедям. Это возникает у пророков уже в период вавилонского изгнания – хождение перед Богом может стать внутренней потребностью человека, а не тем, что его вынуждает делать внешний закон. Заповеди помещаются в сердце, как они говорили. Святой Дух – Дух Божий – говорит из сердца, как правильно делать. Такое вот библейское представление о совести.

Я сейчас задумался, потому что вижу вокруг себя людей, не сказать, чтобы плохие люди – хочется сказать, «никакие». Люди, поступающие по импульсу. Увидел, что бьют слабого – пожалел, заступился за него, а в другой раз этот слабый вызвал раздражение – взял и сам его побил. Увидел нищего, прослезился или чувство вины загрызло, дал ему денег. На следующий день на работе загрызло чувство жадности и все сделал наоборот, обсчитал кого-то, обворовал. Таких людей очень много. «Гениев зла» – единицы, и я непосредственно не встречался с ними, а «никаких» полным-полно. Действующих просто по ситуации.

Когда я вижу людей, которых показывают по телевизору, некоторых больших начальников или деятелей шоу-бизнеса, то у меня возникает догадка, что дьявол их изнутри совсем изгрыз, и там от человека осталась только пристойная оболочка, а внутри – не знаю, что внутри. Это люди, которые имитируют добропорядочность или играют роль, которая им в обществе приносит выгоду. Эта роль может быть очень благопристойной, но внутри они совершенно пустые в смысле духа. Демократические принципы, либеральные принципы, правовое общество, где можно делать все, что не запрещено законом – изначально это все в Европе и в Америке легло на христианскую культуру, когда люди просто стремились к большей свободе. Но эти либеральные ценности, придя к нам в 90-х, легли на другой нравственный язык, без перевода. Как бы на пустоту. Это оказалось такой ужасной вещью. Правовое государство, лишенное нравственной религиозной основы – это царство дьявола. Человеческая природа ищет Бога, но мы видим молодежь, которую с успехом нашел дьявол. И это целое поколение.

Церковь старается быть таким местом, где действует Дух. Это трудно, потому что давление мира во все времена противоречиво. Собственно, стремление к свободе всегда связано с элементом искушения. Это как у созависимого – он такой зажатый, боится всего, самооценка низкая. Психолог ему говорит: будь свободным, будь самим собой, не поступай по правилам, поступай как хочешь. А правила – они разные. Заповеди – это тоже правила. Человек, одержимый бесом или манией освобождения, ощущает заповеди как цепи рабства. Как гири на ногах. Поэтому свобода, о которой говорит Евангелие, говорит Иисус, это очень жесткое послушание Духу. У верующего человека жизнь превращается в усилие услышать Духа Божия. Такая возможность есть, Бог ее дает. В Церкви есть много каналов для этого слушания, и в мире за пределами Церкви такие каналы тоже есть, потому что Дух дышит, где хочет. Мы говорили в прошлый раз о естественном браке: любовь, которая в нем рождается, является таким каналом действия Духа Божьего. Хотя и недостаточным, если у человека в жизни нет ничего другого, кроме семейной любви. Услышать есть, где. Но христианская жизнь – это подвиг, то есть, это не одномоментно заткну амбразуру, получу звезду героя посмертно и все, гуляй, свободен. Это вся жизнь. Конечно, радости, которые получаешь на этом пути, они такие надежные. Вот что я имел сообщить по поводу сегодняшнего праздника.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website