Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 2 июля 2015 — Четверг 13 рядовой недели

Август 18, 2015

chagall-marc-abraham-slaying-isaac

Быт 22, 1-19; Мф 9, 1-8

История из Бытия достаточно странная. Основная цель этого отрывка – дать установление того, что человеческое жертвоприношение не угодно Богу. В отличие от этих народов, которые поклоняются богам плодородия, Ваалам, Астартам, которые считают, что невидимая технология или агрокультура плодовитости базируется на том, что первенца, первые плоды надо принести в жертву, и тогда все будет хорошо. Хорошо, цель есть – как авторы осуществили это задание? Через Авраама, который идет с целью принести сына в жертву, и сын идет с ним. Сын не дурак, не слабоумный, он идет. По сюжету Авраам его связывает, кладет на вязанку дров, на приготовленный костер. Сын ведь не идиот, он первенец, через него будет осуществляться обетование. Что, он спокойно это все воспринимает, с послушанием? Психологически сцена безобразная. Ни со свободой человека, ни с достоинством человека, ни просто с любовью к ребенку это все не увязывается никак. А теологический идеал, теологический скелет очень ясный. Авраам на 100% доверяет Богу. Его сын, поскольку через него обетование, тоже должен на 100% доверять Богу и, значит, на 100% доверять отцу. Бог, Он такой. Ситуация нашими глазами, не изнутри, а как мы снаружи видим – напряжение все накапливается, накапливается, становится все безысходней и безысходней, и потом в последний момент – раз, и хеппи-энд. И все хорошо, в кустах овен или рояль.

На каком опыте писали эту историю? По-видимому, на духовном опыте, что ситуация нагнетается, нагнетается, кажется безвыходной, потом приходит освобождение. Освобождение за счет того, что те вещи, которые, как я думал, Богу нужны, Ему оказываются не нужны. Можно сказать, что это такой вот образ пути, на котором приобретается новое знание о Боге. Чтобы получить это новое знание о Боге, о милосердии Бога, нужно до конца пройти путь, говорящий о жестокости Бога. Такая вот дурацкая вещь.

В., ты на занятии выдвигала такой аргумент, что Бог свободен, поэтому хочет – помогает, не хочет – не помогает. Но этот аргумент не годится, потому что если я знаю, что Бог меня любит, что я Ему дорог, то Он уже не свободен, эта любовь заставляет Его помогать мне. Другое дело – выбор формы. Форма помощи может быть мне непонятна. Наша жизнь – мы упражняемся и тренируемся в том, чтобы понять, как Бог нам помогает в эти моменты, когда нам кажется, что все говорит о том, что помощи нет. Я бы сказал, что догадка, которую мы получаем в этот момент – это и есть феномен пророчества в библейском смысле. Вот это вещь, в которой нам приходится все время упражняться для того, чтобы быть способными стать пророками для других.

Пророчество – это такой вклад в преображение Вселенной. Пророчество – это не просто «я узнал, и все», это значит, что через меня, через мою жизнь запустилась какая-то очередная шестеренка в огромном невидимом механизме преображения мира в Царство Божие. Может быть, это тема для медитации. То есть, я не частное лицо, я представитель Бога, поэтому то, что со мной происходит, и как я это понимаю, это не мое частное дело, это дело космоса, судьбы космоса.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website