Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 27 сентября 2015 – Воздвижение Креста Господня

Октябрь 17, 2015

Christ-2

1 Кор 1,18-24; Ин 19

В Саратове был такой эпизод. Я шел утром по набережной, там вдоль идет дорога, а со стороны берега зелень, и из кустов вышел кот. Здоровый, красивый, серый, домашний – видно, что он нагулялся и теперь возвращается через дорогу домой. Увидел внезапно, что я иду ему навстречу, засуетился, побежал и прямо под машину. Его подбросило, машина проехала. По-видимому, ему перебило верхнюю часть позвоночника, передние лапы были парализованы, и он лихорадочно, видно, что из последних сил задними лапами заскреб назад, к краю дороги, к бордюру тротуара. До этого бордюра доскреб, под ним привалился и больше уже не двигался. Силы все ушли на это. Я думал, взять его – не взять, подумал, что если будет жить, то пусть отлежится лучше в покое, а с перебитым позвоночником брать на руки и таскать, это еще хуже будет. Обратно шел, он в той же позе, неживой уже.

Несколько таких вот моментов, важных для живого существа. Один – вот эта паника. Увидел идущего человека, и все, паника, уже не соображает ничего – ни машин не видит, ничего не видит. Разум отключается. Вторая вещь – это жажда жизни, жажда выживания, которая в нашем теле заложена. Полярники, знаменитые первые полярные экспедиции в начале века – они исхудавшие, обмороженные, истощенные добирались-таки до корабля, до человеческого жилья, и оказавшись как бы у себя дома, добившись цели, умирали. Потому что уже дома, чего же жить еще. Земная жизнь человека в этом отношении противоречивая. Пока у человека есть какая-то супер-важная цель жизни, он старается, колотится, а когда эта цель уже достигнута, то организм уходит на отдых. Жить больше никаких сил нет. Вот эти все жизненные достижения, ради которых человеку кажется, что он живет, часто работают по этому принципу.

В воскресенье меня поставили главным на мессе, и народу было много. Тема «Премудрости», если помните. Надо было людям как-то об этом рассказать. Я стал говорить о том, как строится дом, сначала возводятся леса, подъездные дороги, какие-то еще вещи. Потом, когда дом уже построен, эти леса ломаются, убираются, дороги эти засыпаются. У глупого человека возникает чувство потери: вот строили, строили, теперь ломают. То, что строили с такими усилиями, пропадает. Но это совсем идиот. Человек поумнее понимает, что когда делается хорошая вещь, важен сам процесс созидания. Не фиксироваться на отдельных этапах, на которых какие-то вещи получаются, другие рушатся, происходит какой-то временный крах. Если не хватает мудрости для видения процесса, тогда жизнь превращается в такую вот ерунду. Переживаний много, а переживания все глупые.

Еще я добавлял, что человек, который на этой стройке работает, если он еще поумнее, то он понимает, что он такая же часть этого строительства, он часть этого процесса. Или наоборот, строительство, в котором он участвует, это часть строительства самого этого человека. Неважно, сколько он получит денег, важно, провел ли он это время и затратил ли усилия так, чтобы стать в большей степени человеком. В процессе строительства человека тоже есть эти же строительные леса. Леса эти имеют много всяких измерений, но самое наглядное, религиозное измерение этой постройки – это наше физическое тело. Когда оно ломается, к этому времени уже должен быть построен дом. Если дом к этому времени не построен или не начинали его строить или криво строили, тогда плохо. История с крестом, с распятием Иисуса, с крахом, с разрушением Его дела, со смертью на кресте, с позорной такой казнью, это все про это. То, что Бог дал Иисусу построить в Себе самом, вот это была постройка очень хорошая. Этой постройкой как домом мы пользуемся до сих пор. Домом для себя. Спасибо.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website