Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 3 сентября 2015 — Св. Григорий Великий, папа и учитель Церкви

Октябрь 17, 2015

pope-saint-gregory-the-great-1

Кол 1, 9-14; Лк 5, 1-11

Это был конец V — начало VI века, время, которое интеллигентно называют переселением народов. Но это было примерно такое же переселение, как в Сирии сейчас ИГИЛ занимает хорошие города и места, пригодные для жизни. Примерно также было, с севера из лесов похожие ребята устремлялись в цивилизацию, тогда основными желающими были лангобарды. Западная, она же северная Римская империя уже развалилась на княжества, это был такой крах. А Византия стояла со своей административной системой, с вертикалью. Но на них тогда персы наседали, и не до того было, ни до чего было.

Папа Григорий был большой человек, префект Рима. Тогда это много уже не значило, из-за разделенности империи. В Церкви, собственно, такое же положение было, Западная Церковь на Римского епископа особо не смотрела, отдельные провинции и диоцезы считали, что они вполне такие же главные. В этих обстоятельствах взошел Григорий, выбрали его папой. У него особого желания не было, потому что он из этих префектов Рима ушел прямо в монахи. Ему хотелось смиренно жить, тихо. Из поверхностного знакомства с его трудами я вижу, что ему тяжело давалось качество общения в гражданской власти: страсти, гонор, меркантильные цели у людей. Он хотел от этого тихо отвалить в монастырь и пожить по-человечески, но ему не дали. Выбрали Папой.

Кроме личного смирения и административного опыта у него на тот момент ничего не было, кроме денег. Церковных денег тогда оставалось полно еще. Он, собственно, взял на себя единоличную ответственность за то, чтобы лангобарды не вторглись в Империю. То есть, он занялся переговорами, а на самом деле он просто от них успешно откупался церковными деньгами, и не один раз, а много раз. На какое-то время сохранил Империю от захвата. Или, вернее, не Империю, а территорию. Вот это ему в заслугу приписывается. С лангобардами, которые были прокляты предыдущими папами как ариане, он как-то сумел разговаривать. Им-то какое дело – арианство, не арианство. Но он сумел их более или менее отколоть от этой арианской религиозной группировки.

Тексты, которые он оставлял, уже будучи папой, это, в основном, библейские комментарии и медитации на библейские темы. В бревиарии есть его текст, то, что он писал лично о себе. Проникнуто большой неудовлетворенностью за качество общения – что он заводится, ведет себя как другие. Как я понимаю, такое самоедство приводило к тому, что он, по-видимому, избегал легкомысленных проектов, которые возводятся на страстях, на большом напоре, на порыве (пока напор есть, проект есть, потом человека нет, и разваливается все).
Вот такой святой.
Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website