Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 6 сентября 2015 – Неделя 14-я по Пятидесятнице

Октябрь 17, 2015

parable-of-the-wedding-feast-dionysii

2 Кор 1, 21 – 2,4; Мф 22, 1-14

Снова веду реминисценции по следам энциклики об экологии. В Евангелии противопоставление тех, кого позвали, и тех, кого избрали для Царства. Зовут всех, а пригодными оказываются не все. По крайней мере, в определенный момент. У нас большая цель – всю землю, со всем человечеством и со всеми потрохами сделать пригодной для брачного пира. Это такая глобальная цель. Все, что ей служит, в богословии называется общим благом. Но каждый из нас находится на своем месте. Не могу сказать, что все хорошо понимают, на каком месте. Собственно, человеку не так легко это понять. Но есть какие-то рамки – рамки профессии, профессионального призвания, семейного, ситуации. Есть люди, у которых лучше получается помогать ближнему, есть люди, которые по своим талантам больше призваны к общественной деятельности или даже к политике. Но этот принцип общего блага должен все время стоять перед глазами, чтобы понимать, что то, что я сейчас делаю – не просто для того, чтобы получать зарплату, какую я хочу, и жить безбедно, иметь детей хорошо пристроенными и жить безбедно. Сами по себе эти вещи могут быть и хорошими, и плохими.

С государством тоже – пятьдесят лет назад, когда были большие тоталитарные блоки, казалось, что главный вред от государства, и нужно укреплять гражданское общество, свободные неформальные связи и инициативы людей, которым государство мешает. Как оно тут мешало – те, кто старше 40 лет, знают. (Ну, в нашем собрании об этом знают только мужчины, потому что женщины все моложе.) Сейчас другая вещь – выплывает на первое место вопрос слабости государства, потому что есть более мощные силы – это монополии, международные корпорации, которые навязывают волю государствам. Цель – иметь прибыль, иметь власть. Прибыль дается через власть над законами. В частности, одна вещь, из-за которой Украина сейчас так мается и не может встать на ноги, это не Путин, а олигархический капитализм. Олигархии, которые получили власть устанавливать законы в государстве. Это все центры сил, они сейчас сместились от государства в частный сектор, и противостоять этому очень трудно.

В современном обществе таким как бы третейским судьей в спорах считается наука. Голос науки, объективные научные данные, исследования… На самом деле – да, ученые могут исследовать, но сейчас нужные исследования стоят дорого. Они получают целевые заказы на разработку определенных тем. Компании, которые занимаются альтернативными, возобновляемыми источниками энергии, заказывают исследования, доказывающие вред нефтегазовой, угледобывающей индустрии. Говорят – кошмар, сейчас мы все умрем, парниковые газы, СО2, потепление, конец. А их противники, в свою очередь, заказывают серьезные исследования, которые тоже убедительно говорят, что по сравнению с огромными по масштабам процессами, которые происходят с землей, с атмосферой, с космосом, это все мура, это загрязнение пройдет само. Все как бы висит в воздухе, твердых научных опор не очень видно.

Церковь, соответственно, себя не считает экспертом в научных делах, но все равно она должна как-то участвовать в жизни человеческого общества, как-то судить или давать инструменты оценки: что праведно, что неправедно. В общем, инструмент, который дает Церковь, один – это обращаться к своему сердцу. Созерцание. Людям, которые затянуты в эту круговерть, обязательно нужно находить время и силы для отдыха, то есть, такого специфического отдыха перед лицом Божьим. Когда я отрешаюсь от всего, то неосознанно, без интеллектуального или душевного напряжения все само собой устаканивается внутри, и я начинаю ощущать смысл. Смысл того, что мне надо делать перед лицом Божьим и перед лицом ближних. Вот это, собственно, то, чем мы тут стараемся заниматься. Для этого приходится преодолевать очень большие препятствия. Препятствия, связанные не только с тем, как мы сейчас живем, какие у нас сейчас условия жизни, какие заботы – это все десять процентов верхушки айсберга, которая над водой. А под водой находятся наша личная история, все, что отпечаталось на характере, на способностях, эмоциях, история тех, кто связан с нами в нашей истории, история страны и так далее. Если по большому счету, то это история человечества, из которой мы должны выкопать для себя самое важное, что сделало нас такими, какими мы есть. Вот этот весь процесс называется покаянием. Процесс, который позволяет нам действительно спокойно и с надеждой встать перед Богом. С невеликими нашими способностями и умами, тем не менее, понять, что нам сейчас нужно делать, какой очередной шаг. Мы верим в то, что на этом пути бояться ошибок не нужно, потому что Бог, на то Он и есть, и это Его главное, может быть, дело по отношению к нам – это ошибки, которые мы делаем с чистым сердцем, выправлять на пользу всем. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website