Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

22 октября 2015 – Четверг 29 рядовой недели

Ноябрь 20, 2015

jesus-face11

Рим 6, 19-23; Лк 12, 49-53

А., ты работаешь над инвентаризацией, над исповедью за всю жизнь. В качестве анализа я просил отделить духовные моменты от психологических, когда ты десять лет была в Кане. Это у тебя сходу не получилось, потом мы начали переписываться, и ты разумно попросила, чтобы я дал какой-то образец. Образец методики, как конкретного человека прочесть через Евангелие. Я начал искать какой-нибудь готовенький текст, но не нашел ничего. В принципе, есть два традиционных подхода.

Один – через высказывания Иисуса, когда Иисус говорит о самом себе или о праведнике. Например, как сейчас: «огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже разгорелся» (Лк 12, 49). Интуитивно можно что-то представить, можно очень глубокие вещи представить, а можно начать разбираться в этих нескольких фразах и не понять, о чем там, собственно, речь применительно ко мне. Понятно, что у Иисуса великая миссия, пятое-десятое, а я-то простой человек, мне-то чего. Другой подход – это то, что раньше было в кратких катехизисах: добродетели и пороки. С пороками понятно, что это негативные вещи, но это тоже важно, чтобы прочитывать человека: склонен ли он к чревоугодию, или патологический лжец, или изредка привирает для красного словца, или изменяет мужу или жене и тому подобное.

Пороки – это важно, но, как один епископ на Синоде сказал: учение Церкви о браке сейчас не изменилось, как было, так и осталось, сейчас изменился брак. Действительно, есть такая вещь, теперь мы уже не так хорошо понимаем, что такое прелюбодеяние. Или есть какие-то оправдания для этого, весомые причины. Или мы говорим: ну случилось один раз, но ведь сексуальность человека такая спонтанная, мы не отвечаем за все, один раз это ничего. И так далее.

Через добродетели можно евангельски прочесть человека, если хорошо прочувствовал как эти богословские добродетели – вера, надежда, любовь – питают другие четыре кардинальные добродетели – мужество, мудрость, умеренность, справедливость. То есть, это надо прочувствовать – это тоже непростое дело.

В результате я опять мысленно вернулся к евангельским высказываниям Иисуса. Понятно, что в центре стоит сам Иисус, Его личность. Личность – человек, которому, может быть, 35-40 лет, то есть, по нашим меркам еще молодой человек, горячий такой, эмоциональные реакции у Него несдержанные, нет той мудрости, которая приходит к человеку с возрастом. Мудрости, которая основана на жизненном опыте и на ощущении дефицита собственных сил. Другое дело, что когда Он молится, когда Он проникает в человека, то демонстрирует такое понимание, которое от возраста принципиально не зависит. Его высказывания тоже горячие, несбалансированные, и это все вступает в некоторое противоречие с описанной выше системой добродетелей, когда человек мудрый, справедливый бесстрастный, все продумывает, обдумывает и только тогда поступает, импульсивности нет, компульсивности нет. А Иисус – Он другой, у Него все есть.

Опять к вопросу о психологическом и духовном. Люди, которые хорошенько занимались теорией и практикой созависимости, знают, что бывают люди просто очаровательные. Человек и чуткий, и понимающий, и отзывчивый, и тепло излучает, и все такое. Но по каким-то проявлениям мы видим, что у него находится внутри: постоянная неуверенность в себе, страх и стремление завоевать расположение окружающих. То есть, психологический портрет, может быть, не очень глубокий, но он у такого человека как бы идеальный. А копнешь глубже, и там получается такая беда, которая напрямую связана с духовным непониманием того, что я в руке Божией. И наоборот – другой человек, издерганный, с расшатанной нервной системой, очень неудобный в общении, с острыми углами, но внутри у него есть это глубинное спокойствие. Обусловленное тем, что он вверил себя в руки Бога.

Поэтому опять я возвращаюсь к евангельским высказываниям Иисуса. Там есть высказывания, которые прочитываются на уровне современных, так называемых практических психологов. «Не гневайтесь», потому что все равно от этого лучше не станет, изменить все равно вы ничего не можете, «не завидуйте» по тем же причинам и тому подобное… А есть высказывания, которые так просто не интерпретируешь. Это высказывания типа «кто возлюбит душу свою, тот потеряет ее» (ср. Мф 10, 39), или как там у апостола Павла «Иисус был послушен Богу, даже до смерти и смерти крестной» (ср. Флп 2, 8). Или «заповедь новую даю вам, любите друг друга, как я возлюбил вас» (ср. Ин 13, 34). Эта заповедь дается накануне крестной смерти. Не на вечеринке под гитару, где все друг друга любят, анекдоты травят, задушевно делятся, нет – это другое. Это отдать жизнь. Духовное вот тут, это ответ на главный вопрос, что я делаю со своей жизнью, ради чего я это делаю. Другой разворот этого вопроса: что Бог делает с моей жизнью, зачем Он это делает. Когда это стоит у человека в центре не как риторический вопрос или бесплодное самокопание, а когда на этом человек строит свою активную жизнь. Строит отношения с людьми. Тогда мы можем говорить о любви.

Человек может быть если не атеистом, то, по крайней мере, агностиком. Агностик в хорошем смысле для меня – это человек болезненно честный, который не находит абсолютно исчерпывающих аргументов, что личностный Бог действительно есть, Он хозяин моей жизни. Но если это действительно честный человек, он будет думать, какие ценности больше всего на земле. Наверняка это ценности, связанные с жизнью человека, с разумом человека, с осуществлением человека через любовь в поисках гармонии в мире. Если он ради этого идет на жертвы, идет на смерть, значит, Евангелие в этом человеке есть, Богу этот человек угоден. Я сейчас беру только один случай агностика, который мне нравится, бывают и всякие другие.

Я все это собираю в кучу через Иисуса, через верность Его Отцу. Верность – это для человека ключевое слово, даже Иисус приводит в пример человека, который «клянется хотя бы злому и не изменяет» (Пс 14/15)*, верность — это такой вот фундамент наших духовных ресурсов. В этом свете вот эта фраза: «Огонь пришел низвести Я на землю, как желал бы Я, чтобы он загорелся» (Лк 12, 49) наполняет меня энергией, которой так не хватает. Аминь.

* синодальный перевод, по-моему, неадекватен: на других языках там «кто клянется в ущерб себе и все равно не изменяет клятве» — прим. Ст.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website