Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

25 октября 2015 – Неделя 21-я по Пятидесятнице

Ноябрь 20, 2015

Raising-Widow-Nains-Son-from-Dead-11thC-Illuminated-Manuscript


Гал 2, 16 – 20; Лк 7,11-16

Давайте мысленно построим эту евангельскую сцену. Маленький затрапезный городок Наин, где все друг друга знают, все между собой родственники. Лука подчеркивает, что эта женщина вдова. Единственный сын, который у нее умер – это, следовательно, была ее единственная надежда в человеческом плане, да и просто в экономическом и социальном плане. Ее дальнейшая судьба –может быть, родственники ее взяли бы к себе на содержание, а может, и не взяли бы, как это бывает. То есть, полный крах. Подчеркиваю: ощущение и состояние полного жизненного краха, и это не то, что она себе придумала – это то, что в значительной мере действительно есть.

У городских ворот похоронная процессия сталкивается с группой Иисуса, учеников и учениц, которые Его сопровождали. Иисус «просекает» ситуацию, говорит женщине: «Не плачь», останавливает гроб и поднимает этого юношу. Лука описывает нормальную реакцию – это страх, и не просто страх, а страх перед силой, которая действует через этого человека. Лука, как обычно, вложил сюда и мессианские ожидания народа. Это, думаю, не так важно. Народ религиозный, они и так теоретически знают, что Бог может всё. Понятно, что в народе, может быть, большинство таких, кто просто от рождения находился в религиозной среде. Для них с младенчества понятие Бога – это неотъемлемая часть картины реальности. У многих эта картина с годами замыливается, и, конечно, есть такой важный этап, когда детская вера пропадает. Детская вера устроена так, что Бог добрый, и если я чего-то хочу и у Него прошу, Он обязательно это сделает. Потому что я ребенок, не грешник какой-нибудь, у меня всё хорошо.

Недавно я столкнулся с эпизодом, когда мальчик просил за разошедшихся папу и маму, чтобы они опять соединились. Хотя там ситуация невозможная, на самом деле. Когда один из супругов алкоголиков бросает пить, а другой нет, это почти всегда означает, что этой семье больше не быть. Бросает пить не просто так – через программу, через обращение, становится другим человеком. Ребенку это всё конечно, непонятно. Непонятно, что позитивного может быть в таком разрушении семьи. Это тоже настоящая драма и даже трагедия. Может быть, найдется какой-то мудрый человек или священник, пользующийся авторитетом у ребенка. Объяснит ему, что на самом деле Бог не злой и не равнодушный. На какое-то мгновение ребенку может показаться, что он всё понял. Но вопрос в другом – в том, что алкогольная семья (я для примера это привожу), это такое общество, в котором любой импульс любви обламывается. Нет возможности для его развития. Поэтому ребенок просто не накапливает внутренних ресурсов, необходимых для сохранения веры, для доверия. То есть, он маме и верит, и не верит, потому что мама, когда трезвая, – одна, когда пьяная – другая. Точно также папе верит и не верит. Такому человеку приобрести взрослую мудрую веру оказывается очень трудно.

Это идет через испытания, через собственные страдания, через то, что человек в конечном счете оказывается перед выбором: или я поверю, что есть такая сила, которая меня любит, которая может и хочет вести меня по жизни. Доверюсь ей и откажусь от собственных судорожных и глупых бесполезных попыток поменять жизнь к лучшему. Или я просто умру. От болезни, от алкоголизма, трудоголизма, от психического истощения, от вранья, которое уже зашкаливает, с которым невозможно ничего сделать. Это называют дном, и это путь к оживлению, к выздоровлению, который Бог предлагает человеку просто потому, что для человека нет другого пути повзрослеть по-настоящему. Для Бога главное, чтобы человек стал взрослым. Взрослым в духовном смысле. В этой истории Иисус использовал силу Божию, помог этой несчастной женщине, но Он помог и людям, которые шли с ней в процессии, по крайней мере, некоторым из них. Задуматься о том, что это за реальность такая – Бог. Почему Он то никак себя не проявляет, то вдруг проявляет с такой силой, которую называют чудом. В общем, человеку об этом задумываться крайне важно. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website