Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

4 октября 2015 – Неделя 18-я по Пятидесятнице

Ноябрь 20, 2015

16th-century_unknown_painters_-_Parable_of_the_Unfaithful_Servant_-_WGA23794

2 Кор 9, 6-11; Мф 18, 23-35

Вот о чем я хотел поговорить – может быть, даже для себя в какой-то мере проговорить эту тему. То, что тут описано, – это в некотором отношении производственный момент. Есть организация, в которую входит этот государь как глава и подчиненные – чиновники. У чиновников есть еще подчиненные, рабы. Кто-то у кого-то берет деньги, кто-то кому-то отдает. Как это происходит в государстве и в любой организации – чтобы сделать какое-то дело, нужно взять кредит, потом отдать. В семье это все менее формально происходит, но долги тоже есть. Не обязательно денежные – может быть, какие-то моральные, другие. Эта организация работает как часы. Если ты взял большую сумму и отдать нечем, ты должен компенсировать из имущества. Когда был институт рабства, то в разряд имущества могли переходить и люди, члены семьи. Все нормально, по справедливости, ни один бухгалтер не подкопается, ни один аудит ничего не найдет.

Этот чиновник получил прощение. Прощение у него никак не отложилось. Потому что прощение – это элемент в отношениях, который в эту систему не вписан. Система отлично работает без прощения. Поэтому потом чиновник поступает как принято в этой системе. Товарища, который ему должен сто рублей, хватает и трясет, вытрясает из него эти деньги. В темницу его посадил. Самое удивительное для меня – это то, что другие товарищи возмутились. Казалось бы, все происходит по правилам, как надо, а они возмущаются и докладывают царю. Это уже показывает, что коллектив какой-то не такой. Не такой, какой должен был бы быть в реальности.

Я об этом говорю, потому что у меня есть и были знакомые предприниматели, не один и не два, которые обратились уже взрослыми, кто-то вполне в зрелом возрасте. После обращения, под влиянием прочувствованных проповедей и Евангелия они решили у себя в деле, которым они руководят, устроить христианские отношения как в христианской общине. Чтобы все было как в Церкви. Результат понятно какой – разочарование, у кого-то обида на весь мир, у кого-то на Церковь, у кого-то на сотрудников-предателей. В связи со спецификой моей деятельности это иногда были люди из АА, которые пытались перенести жизнь по принципам АА на производственный коллектив. Совершенно не думая о том, что в том же АА существует принцип (не знаю, правда, где он записан, или не помню уже), что с людьми, которые проходят лечение по программе, нельзя иметь никаких деловых отношений. Потому что настоящей ответственности человек, не прошедший программу, заведомо не тянет. Если он прошел программу, то неясно, потянет он или нет. Но если он даже программу еще не прошел, тогда однозначно понятно, что серьезных дел с ним иметь нельзя. А благотворительность, духовные разговоры или разговоры по программе – ради Бога.

Благотворительность – это ведь какая вещь. Разовый акт, который не требует от человека никакой серьезной ответственности. Нищему в переходе подал – все, молодец, Бог радуется в трех лицах. На другой день почему-то неохота было, ну прошел мимо этого нищего и ничего ему не дал, ничего страшного. Ответственности нет. Ответственность начинается, когда благотворительность начинает носить регулярный характер – то есть, превращается в работу. Тогда в ней начинаются такие отношения, как в работе. Еще надо иметь в виду, что предприимчивые горячие католики часто мало отличаются от людей из АА. Некоторые зависимы от веществ, некоторые трудоголики или какие-то еще –голики, и их предприимчивость на это завязана. Как бы адреналинщики, эндорфинщики. Они находят себе какое-то дело, которое позволяет быстро набрать обороты, разбогатеть, что-нибудь с драгоценными металлами или нефтью. Соответственно, чем более крупные доходы сулит это дело, тем более безответственные подбираются туда сотрудники. Доходы не обязательно в денежном выражении. Для свежевоцерковленного человека такого типа доходом является благодать, Святой Дух, святость – захапать себе побыстрее и побольше. Такие люди обычно идут работать в церковные организации. Это оказывается беда. Все происходит на порыве вместо того, чтобы вести дело на трезвой голове, на расчете, на дисциплине, на проверке исполнения и прочих скучных вещах, не христианских. На вещах, основанием которых является элементарная разумность и честность. Честность или порядочность. «Порядочность» — я всегда говорю, что это очень важное слово. Оно даже больше, чем честность в узком понимании, потому что предполагает способность к порядку. Из христианских предпринимателей никто, конечно, толком не знакомился с социальным учением Церкви, когда это все начинал. На чем они пытались построить свое производство? На том, что будет примерно как в этой притче. Когда на производстве все будет заходить в какой-то тупик, Бог простит, и все будет в порядке. В коллективе отношения будут в порядке, и дела пойдут отлично.

Мы говорим о том, что брак держится на духовном единстве супругов. Духовное единство в начале как аванс: люди декларируют, что готовы посвятить жизнь одному и тому же. Одним и тем же высоким целям, имеют одни и те же ценности, готовы на жертвы. Когда они только вступают в брак, это во многом еще просто декларация о намерениях. Но это уже хорошо. В период подготовки к браку они эти намерения уже должны воплощать в действительность просто за счет того, что лучше узнают друг друга, ситуации партнера, реакции партнера, мои реакции на партнера. Если это все зашкаливает, то не поздно прервать. Но настоящая работа с этим идет, когда люди уже плотно физически начали вместе жить. Неважно, заключили они брак формально или нет, но они уже начали вместе жить. Эта работа идет десятилетиями, проходит через кризисы, срывы, когда все висит на волоске, или люди разбегаются, потом опять сбегаются, дети страдают, все страдают. Но есть цель жить вместе.

В производственном коллективе такой цели нет. Производственному коллективу находиться вместе – это средство, а не цель. А цель у каждого – сделать карьеру или семью прокормить или что-то еще. Но как правило, и даже не как правило, а всегда, цели предприятий, которые приносят большой доход, это мерзость, потому что там эксплуатируется нужда людей. Допустим, нефть. Используется крайняя нужда каждого из нас в энергоносителях – в тепле, свете, бензине для машины. Или фармацевтический бизнес. Есть возможность повышать цены на лекарства, потому что тяжелобольные люди готовы отдавать любые деньги, чтобы пожить еще немного. Эта мерзость оказывается определяющей целью, несмотря на красивые слова – «мы служим родной стране, здоровью больных». Это чаще всего оказывается на втором месте. При этом, конечно, какие могут быть христианские отношения в коллективе? От силы могут быть отношения коллективного эгоизма. Пока ты с нами, пока ты в нашей команде, в нашей обойме, работаешь – да, мы всячески будем идти тебе навстречу и помогать тебе по-человечески, всячески. Как только ты показал, что с деятельностью в этой обойме не справляешься – все, до свидания, на тебя плевать. Главный мой тезис заключается в том, что иметь христианские отношения в государственных, в производственных структурах даже труднее, чем в семье. Формировать коллектив, воспитывать коллектив можно и нужно. Но рассчитывать на то, что в обозримом будущем это принесет какие-то замечательные плоды – это нельзя. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website