Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

10 декабря 2015 – Четверг 2 недели Адвента

Январь 20, 2016

Salome_with_the_Head_of_Saint_John_the_Baptist_ca_1488

Ис 41, 13-20; Мф 11, 11-15

Про возвышенные истины, связанные с концом мира, с пришествием Бога, у меня как-то начисто отшибло. Иногда получается, может быть, раз в неделю утром или вечером подумать о чем-то таком. Но очень недолго. Полноценных медитаций не получается, а если говорить о простых вещах – вот Евангелие про бедного Иоанна Крестителя, который проповедовал. Он имел моральное право проповедовать и богатым, и бедным, потому что у него самого ничего не было, Божий человек просто. Я вспомнил, что у меня вроде ботинок пять пар, а с рваными кроссовками там еще больше набирается. Но тут же я подумал, что у нас в наших широтах годичный разброс температур доходит до 70 градусов, и сандалиями не обойдешься. Другая жизнь. Святость должна быть под это приспособлена. Северная святость мало похожа на южную в этом отношении.

Предыдущие дни я думал о том, что отовсюду пишут мне и говорят. Когда мне было сорок – сорок пять лет, я горячо проповедовал и учил как истинный учитель Востока и апостол. Проповедовал двадцатилетним или двадцатипятилетним и учил, ездил по городам и весям, туда-сюда как настоящий апостол. Вот 25 лет прошло, я превратился в то нечто, которое я есть, а эта молодежь превратилась в сорока-сорокапятилетних и отовсюду идут вести о том, что святой католический брак, в который они вступили в свое время, или уже лопнул, или трещит по всем швам. Я думаю о том, что же я неправильно делал, и что продолжают неправильно делать те, кто сейчас готовят к браку, – святые сестры, и отцы.

Понятно, что молодежь, которая собралась жениться, когда ее загоняют на подготовку к браку, все равно не слушает ничего. Они уже готовы, и им вот только бы венчаться поскорее и вести сексуальную жизнь с чистой совестью перед Богом, а главное, перед Церковью. Поэтому им говоришь, может быть, всякие возвышенные вещи, они с удовольствием сами себе делают вид, что понимают, но повторяю, что это все на самом деле с реалистичными планами относительно будущей супружеской жизни никак не соотносится.

До меня дошло, что несмотря на то, что им бесполезно что-либо говорить, нужно им на самом деле говорить о том, как правильно разводиться. Потому что все равно разведутся – хотя бы на время разбегутся. Нужно учить тому, что расставание – это нормальная часть жизни, не надо его отягощать придуманными ценностями и резонами. Потому что, если Бог изначально видел, что у вас ничего не получится, так Ему даже лучше, если вы расстанетесь. А если изначально в ваших отношениях для Бога было что-то ценное, то тем более надо расстаться так, чтобы обидами, застоявшимся омерзением друг ко другу, чувством вины, вот этой всей смесью не замусоривать отношения. Сохранить их дружескими и открытыми сближению, если судьба так повернется. Это и для супругов важно, но для детей это еще важнее, потому что разрушенные браки, отягощенные всем, о чем я сказал, у ребенка закладывают такую программу: брак – это, с одной стороны, предел мечтаний, но, с другой стороны, это такая тяжелая и мучительная вещь. Попробовать надо, но как только покажется, что эта мучительность там появилась, нужно сломя голову от этого брака бежать, не дожидаясь, когда я действительно начну мучиться так, как мучились моя мама с папой. Моя мама с новым папой, и потом как она мучилась еще с третьим папой, и как мой папа мучился с другой тетей и с ее детьми-идиотами.

Бытует такое выражение «цивилизованный развод». Он называется так, потому что люди всячески стараются скрывать свои чувства, и у них это получается. Или просто у них изначально никаких чувств не было. Но развод должен быть не «цивилизованный», он должен быть основан на ощущении человеческого братства, которое человек получает или, по крайней мере, может получить через Крещение. Через переживание, через таинство того, что я дитя Божье и остальные тоже дети Божьи. Несмотря на то, что я выкозюливаю, что они там всякие гадости производят, все равно мы дети Божьи. Это наш потенциал, который стоит над всей этой прозой наших нескладывающихся отношений. Очень важно, чтобы молодой человек начал этим проникаться, и чтобы через трудности в семейной жизни, в браке, он на самом деле продолжил этим проникаться. У пастырей, у всей этой профессиональной церковной компании есть обязанность этому помочь. У профессиональной и, собственно, у общины. Такая вот проповедь о конце мира и о Иоанне Крестителе. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2015

Изображение: Сандро Боттичелли, Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1488

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website