Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

20 декабря 2015 – Неделя 29-я по Пятидесятнице

Январь 20, 2016

katie_green_muna_al_jawad

Кол 3, 12-16; Лк 17, 12-19

Я думаю, всем зачтется в Царстве Небесном, что доехали сегодня, так что можно уже больше ничего не делать и расслабляться. Молитвенно, конечно, без баловства.

Сейчас думал о том, что свежее восприятие – и Евангелия, и вообще Слова Божия – дается на какой-то период, потом эта свежесть уходит. Психологически это нормальное явление, потому что если о каком-то предмете из раза в раз думаешь одинаково, и одно и то же отношение к этому предмету, то нарабатывается стереотип, и острота ощущений уже исчезает. Конечно, оценивать это в терминах «хорошо» или «плохо» бесполезно, просто так есть. Единственно могу сказать: мы говорим, что Бог вечен и неизменен, а неизменность у Него особая, для нас Его неизменность состоит в том, что Он все время новый. На самом деле каждый раз нужно пытаться ухватить Его новизну, что Он говорит сейчас.

Теория и практика, которую пережили испанские мистики XVI века, все это знают: у них была радость Бога, и они в этом жили, и питались этим, и жили этим, потом раз! – и пропала. Они никак не могли понять, в чем дело. Что с ними происходит – Бог от них закрылся, потому что они грешники, или что-то происходит в это время? Идея была такая, что пока у меня более-менее все хорошо, я перед Богом стараюсь сам себя очищать, быть добрым и хорошим, проповедовать, благотворительностью заниматься, и так далее. Но проблема в том, что собственными усилиями человек просто не видит себя. Собственными глазами человек себя не видит. Если человек не успокаивается на этом пути, наступает момент, когда Бог начинает его очищать сам. Это воспринимается как время пустоты, оставленности Богом. Как отличить это от настоящей оставленности? В общем, есть явные знаки, потому что нормальная депрессия – это пассивность. Когда у человека нет сил на позитивные чувства, на то, чтобы создать себе позитивное настроение, ни сил, ни настроя нет на то, чтобы все-таки достучаться до Бога, если так можно сказать, выбить из Бога ответ. А вот в этих состояниях, которые были названы «темной ночью», есть очень сильный импульс воли пробиться к Богу. Испанские мистики это по-своему классифицировали, целую науку на этом создали, сейчас это все неважно.

Если на сегодняшнем языке говорить, важно, что это очищение выдавливает из человека ту неправду, которая застыла в стереотипах восприятия Бога, восприятия Церкви, восприятия самого себя. Это получается как бы земное чистилище, из которого человек выходит очищенным. Я не могу сказать, что, выходя оттуда как из тоннеля на открытое пространство, он начинает так же радоваться, как раньше, нет. Он выходит другим человеком, и прежняя радость ему уже неинтересна, она его не удовлетворяет. Выходит с другой радостью – с радостью, которая никак не отделена от скорби и печали. Человек чувствует и понимает, что именно это и соединяет его с крестным делом Христа, которое сейчас идет, продолжается. Это дает ощущение, что я делаю именно то, к чему Бог меня предназначил ради спасения мира. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2015

Рисунок: Katie Green

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website