Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

3 января 2016 – Неделя 31-я по Пятидесятнице

Январь 20, 2016

ash_ashm_wa1955_86_large

Евр 11, 9-10,17-23,32-40; Мф 1,1-25

Сегодня было произнесено слово «контроль». Оно очень важное, потому что история с Рождеством – это история неожиданностей. Готовили люди нормальный, достойный, приличный брак, а получилось все вверх ногами. В иудейской версии Евангелия Иосифу явился ангел с благовестием, и у Иосифа должна была челюсть отвиснуть и руки опуститься. У Марии тоже неожиданность, которая явилась для нее испытанием. Рождество, по большому счету, произошло только за счет того, что эти люди сумели себя пересилить и отказаться контролировать события. Отдаться на неожиданную и всегда провоцирующую человека волю Бога, вмешательство Бога.

Харизматическая молитва по сути своей несовместима с созависимостью, потому что молитва – это не однократный акт, а то, что должно вытекать из жизни человека. Если у созависимого человека, как это всегда бывает, жизнь настроена на контроль происходящего, то могут быть отдельные прорывы на сильных эмоциях – он может себя раскачать и помолиться не так, как я хочу, а как Бог хочет. Но потом эффекты созависимости все равно проявляются, и большого толка от молитвы нет.

Про контроль я еще раз хочу сказать, что теологически стремление к контролю означает стремление к манипуляции Богом – не только к манипуляции окружающими, но и к манипуляции Богом, который все устраивает. Манипуляция – это в словаре гуманистической психологии ругательное слово, это то, что не достойно человека. Но если подумать, в традиционной средневековой картине мира, где есть Бог и есть дьявол, исключительно дьявол манипулирует людьми. Подразумевается, что Бог никогда не манипулирует человеком, никогда не ломает волю человека, и не использует слабости человека, а дьявол это делает всегда. В традиционном богословии есть это разделение. А Божественное Провидение заключается в том, что Бог манипулирует дьяволом. Он использует дьявола, чтобы осуществлялся план Божий. Может быть, сейчас это богословие, которое я разворачиваю, слишком упрощенное, но по логике получается так.

Если мы углубимся вовнутрь человека, получается, что наша природа по принципиальному устройству – харизматическая, то есть, направлена на общение с Богом, всегда неожиданным и свободным, и на принятие Его даров. А дьявол через страх вносит в нас своеволие и стремление контролировать все самому и гарантировать себе всю жизнь самому, по своему разумению. По разумению, что мне нужно, что мне не нужно, что для меня добро, что зло. Бог все время ломает это стремление к контролю, давая неожиданные дары, и человек думает: вот я боялся, а как оказалось все хорошо. А дьявол, наоборот, укрепляет страхи и недоверие через фиксацию на том, что я сам для себя придумал. Дьявол всячески под это подлаживается, как бы показывает человеку: какой ты молодец, какой ты умный, как ты все замечательно предусмотрел, какой ты волевой, настойчивый, мужественный, амбициозный.
Собственно, я не должен манипулировать тем хорошим, настоящим, что есть в человеке, но с плохим приходится обращаться методом манипуляции. Приходится наказывать человека, даже если его жалко, не хочется этого делать. Или если человек находится во вранье, можно вывести его из этого, доводя это вранье до абсурда, как бы до дна. Это все очень тонкие вещи, потому что я повторяю то, что я вначале сказал: дьяволом манипулировать можно, потому что в нем нет человеческого, а человеком – нет. Поэтому обращаться с человеком оказывается довольно трудно.

Эти вещи, о которых я сказал, надо уметь различать в человеке, а чтобы хорошо это различить, человека надо хорошо любить. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2016

Изображение: Франсиско де Сурбаран, Бегство в Египет (фрагмент), 1635

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website