Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

21 февраля 2016 – Неделя о мытаре и фарисее

Февраль 27, 2016

pharisee-publican

2 Тим 3,10-15; Лк 18,10-14

Обращаю ваше внимание на то, что в этой притче Иисус не говорит ни о совершенстве одного из персонажей, ни о том, полностью ли кто-то из них оправдан перед Богом. То есть, для Иисуса оба – не праведники. Этот вопрос дискуссии не подлежит. Иисус просто указывает на преимущество той позиции, которую этот мытарь продемонстрировал, находясь в храме. Позиция его заключается в том, что он оценивает себя не в сравнении с другими, а оценивает себя по сравнению с Богом. Фарисей – достойный человек, у него есть основания, чтобы сравнивать себя с людьми вокруг, которые действительно делают много дурного из того, чего он не делает. Но Иисус говорит о том, что сравнивать себя нужно не с людьми, а с Богом. Праведник – это человек, который существует по воле Божьей. Ни про фарисея, ни про мытаря этого сказать нельзя. Мытарь прекрасно знает, что он и обманывает, и лишнее берет, и прилипает ему к пальцам из этих денежек, и другие всякие вещи. Не говоря уже о том, что эти деньги, которые он собирает в качестве налога, утекают в Рим. Выйдя из храма, он, вероятнее всего, продолжит это все делать, потому что сил нет. Но покаяние – это как капля камень точит, может, и проточит его. Для меня гораздо важнее в этой притче не то, чем эти персонажи различаются, а то, чем они похожи. Они оба пришли в храм, пришли к Богу, пришли молиться. Это главное.

Я в связи с этим вспоминаю – сейчас на сайте «Радио Ватикана» повесили расшифровку интервью, которое Папа Франциск, как обычно, дал в самолете. Это интервью после встречи с Патриархом Кириллом. Известно, что совместная декларация, которую они приняли, вызвала большие протесты на Украине у грекокатоликов, и не только у грекокатоликов, автокефальная Украинская Церковь тоже. Шевчук после этого давал интервью и говорил, что у него очень неприятное ощущение, что Рим его обманул. Папа как раз обсуждал этот вопрос в интервью, потому что несомненно это его задело. Пока он был в Буэнос-Айресе, они там с Шевчуком четыре года общались по братски или как отец и сын, учитывая разницу в возрасте. Вот он оценивает Шевчука и его позицию, и вместе с ней подразумевается позиция греко-католической Церкви. Интересно, какие вещи он считает основными, какие второстепенными. Основное, как он считает, – это верность Святому Престолу, позиция экуменизма, а второстепенны всякие идеи (Папа это назвал «идеями») по поводу причин и содержания нынешней украинской войны на Востоке.

Понятно, что эмоционально сейчас и Шевчуку, и другим горячим греко-католикам все застит эта война, ненавистная Россия, которая виновата во всем, и от которой все никак не удается отделиться. Ради Бога, идеи могут быть разные, но – это я уже от себя добавляю – это такая же вещь, как отношения жителей Подмосковья к жителям Москвы. Москва им мешает, москвичей они ненавидят и прочее. Но это фактор географии, это не фактор чего я хочу или не хочу. С географией не поспоришь. Это такая же вещь, как допустим, О.М. уже отгородилась от своей мамы, как только можно. Но бедная ее мама, женщина слабоумная, звонит иногда по городскому телефону, А. с ней разговаривает и для О. это непереносимо. Бесится и с ума сходит. Это все явления одного порядка, это болезненные страсти, с которыми надо и бороться, и надеяться на то, что они пройдут, и вступать в диалог на самом деле в той мере, в какой это возможно. Но гораздо важнее тут помнить об основных вещах, как я уже сказал: дети Божии, христиане, родственные Церкви.

Если говорить о праведности, то праведность и трезвость – это, в общем, одно и то же. В этом отношении ни фарисей не является трезвым, ни мытарь. А трезвость – это то, что позволяет все время держать перед глазами, что главное, что второстепенное. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2016

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website