Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

24 января 2016 – Неделя 34-я по Пятидесятнице

Февраль 27, 2016

vbndi-est1ongfjnpagtb62_utinlzkazsksxaubm_6cmo6-5fvt6yb99kqumpogumxzqdmd4zddkqs18yphnfukbz1s

Еф 4, 7-13; Мф 4, 12-17

Есть в библеистике понятие «скрытые годы» Христа – это время, по-видимому, от Его совершеннолетия, крещения в Иордане до момента, когда Он начал проповедовать благую Весть о Царстве. Этот период занимает любознательных, верующих и богословов. Есть всякие спекуляции, как Он путешествовал в Индию к учителям, и они Его там научили всем этим штучкам с исцелениями и преображениями, но это все фантазии и не очень интересно. На мой взгляд, гораздо интереснее такая вещь, что человек-то тот же, и если благодать действует, она действует все время. Как она проявлялась тогда в Иисусе, и что она делала с окружающими Его людьми? Можно пытаться на эту тему просто фантазировать, а можно применить другой метод – смотреть на жизнь людей, которые избрали особый вид святости, молчаливое свидетельство. Это парадоксально звучит: молчаливое возвещение Евангелия. По-видимому, такие люди всегда были, но в начале ХХ века это приобрело вид официального и массового, достаточно массового движения в католической Церкви.

Так получилось, что один из элементов духовности нашей общины – это Шарль де Фуко, французский офицер из аристократической семьи, который стал монахом-траппистом. Трапписты – это, вообще говоря, молчальники такие. Потом он поселился в пустыне в Марокко во французской колонии и стал там жить. Как он писал, на него действовали бескрайние просторы пустыни, бескрайние и, выражаясь библейским языком, «безвидные». Пустыня, никаких изображений, никаких символов нет, песок и небо. Это вроде бы очень чужое для Бога, для жизни вообще, но какие-то изменения там все время происходят. Каждый день встречаешь восход, а ландшафт другой. Сместились барханы, и так далее. Творение Бога – еще на грани жизни и безжизненности.

Там сталкивались на караванных тропах, в оазисах представители всех трех авраамических религий. Мусульмане, иудеи, христиане. Это все в истории перемешивалось, были племена, которые когда-то были иудейскими, потом стали христианскими, потом приняли ислам, и вот это все, грубо говоря, в генетической памяти людей перемешивалось. Шарль, как вы помните, наверное, устроил в пустыне гостиницу стандартной архитектуры: крытые галереи в виде четырехугольника, внутри двор. В этих галереях с каждой стороны он устроил места для молитвы, чтобы каждый в своей религии мог там спокойно молиться без каких-то препятствий. А у самого Шарля основной была молчаливая безмолвная молитва перед освященной Евхаристией, перед остией. Часами он там проводил время, чаще всего один, потому что последователей, которых бы устроил такой образ жизни, не находилось. Это было и познание Бога, и общение с Богом в безмолвии – во внешнем безмолвии.

Он там был довольно известным человеком, освоил местные языки и поэтому его нередко приглашали для разрешения каких-то конфликтов – бытовых или между племенами, которые там были, или конфликтов с администрацией. Но проповедовать он не проповедовал. Люди просто видели, как он живет, что он делает. Он написал при жизни несколько вариантов монашеского ордена, который жил бы в ключе молчаливого свидетельства, но при жизни ничего этого не получилось. Он умер в 1918 году во время Первой мировой войны – его застрелили во время одной из разборок между племенами. А уже после его смерти, накануне Второй мировой войны, стали появляться братства Шарля де Фуко, Малые братья, Малые сестры Иисуса, мирские институты… Эти конгрегации основали незаурядные люди, которые понимали, что церковная болтовня от людей уже отскакивает как горох. Нужно просто жить – как Иисус, как Мария, и не обращать внимания на религиозные различия, которые кажутся очень важными, но на самом деле они совсем и не так важны перед лицом Бога и перед лицом дьявола.

Сестры искали символы, простые, но выражающие эту духовность. Один из символов у них был – икона Богородицы с Младенцем, но мы знаем, что на традиционных иконах Богородица чаще прижимает этого Младенца к себе, это символизирует любовь, а у Малых сестер на иконе Она Его протягивала в мир. Это был один необычный символ. А второй символ – Младенец Иисус, который лежит в колыбели, но у Него распахнуты руки для принятия всех. Не мощный, мудрый Иисус, семи пядей во лбу, и так далее, а Младенец. Символ того, как Бог через слабость принимает мир и ведет к обращению, к спасению.

Нам посчастливилось иметь дело с сестрами такой формации. Нельзя сказать, чтобы они всегда были веселыми и задорными, скорее, нет. Но силу Божью они передавали. Передавали очень простыми способами, как-то обликом. Многие священники на проповеди говорят: «вы все жалуетесь на несчастья, и некоторые несчастья у вас настоящие, но тем не менее, то, что Бог для вас делает, Он выбирает для вас самое лучшее». Это на проповеди воспринимается как религиозная демагогия. А, допустим, знаменитая сестра Клер говорила то же самое, но это оказывало действие. Несчастная измученная женщина, которая была готова сделать аборт, не делала его, и так далее. Это такая проповедь про тайники силы Божией. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2016

Изображение: бл. Шарль де Фуко © DR

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website