Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

3 марта 2016 – Четверг 3 недели Великого Поста

Март 18, 2016

Иер 7, 23-28; Лк 11, 14-23

Думаю о том, что в Ветхом Завете разделяются индивидуальный грех и грех народа, для этого есть разные понятия. «Политический грех»? – не знаю, как точно назвать это. Но у классических пророков этот грех народа все время упоминается, в той мере, в какой они живут в критический для Израиля период, когда его захватывает Ассирия, потом Вавилон. То одно царство валится, то другое. Понятно, что все в народе грешат, и Бог из-за этого наказывает, но грешат все по-своему, в соответствии с функциями, которые у них есть. По-одному грешат простые люди, по-другому аристократия, по-третьему духовенство. Отдельные разновидности грехов складываются как паззлы и образуют картину греха народа как систему. Народа, которому не жить. Поэтому призывы к покаянию, с одной стороны, дифференцированные, а с другой стороны, это призывы к интеграции. К интеграции не на основе эгоистического взаимодействия, а интегрироваться по-Божески.

Идея, что изгоняют бесов силой Вельзевула, на политическом уровне у пророков звучит по-другому. Например, Исайя говорит об Ассирии, что ее войска идут с севера как наказание за грех народа, и не просто как наказание, но способ очищения. Очищения народа через восприятие жестокости, несправедливости. Казалось бы, парадокс, несправедливость должна в ответ вызывать несправедливость, но у Исайи это способ очищения. Одновременно пророчество в адрес Ассирии, чтобы она не задавалась, потому что в отношении Израиля как народа Божия она делает злое дело и за это будет наказана. Такое вúдение, исполненное противоречий. Поэтому у Иеремии сказано: «посылал к вам всех рабов Моих, пророков, но не слушали Меня и поступали своевольно». Из того, что я сказал, понятно, что пророка слушать очень трудно, у него все время как бы концы с концами не сходятся. Надо иметь чувство Бога, чтобы в этих противоречиях не плавать, не застревать, как застряли свидетели чуда, совершенного Иисусом.

Такое застревание для нас очень характерно: застревание на том, что страна не такая, экономика не такая, климат не такой, медицина не такая, болеем все время, плохо себя чувствуем, любимые родственники и товарищи по работе все идиоты. Это засасывает, и не видишь, как Бог творит свое дело, в котором наши беды – полу-настоящие. Потому что за ними идет более важный процесс. Мы занимаемся собой, пятое-десятое, но видеть общемировой процесс спасения и не заморачиваться на себе – это важнейшая вещь. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2016

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website