Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

10 марта 2016 – Четверг 4 недели Великого Поста

Март 20, 2016

transfiguration

Исх 32, 7-14; Ин 5, 31-47

В этом фрагменте из Евангелия евангелист вкладывает в уста Иисуса слова о слабости человека. Наши слабости – вроде бы, ну что такого, всё человеческое, такое милое. Но тут Иисус говорит о том, что эта слабость достигает в личности уровня веры, уровня, на котором человек может оказаться отрезанным от источника жизни. Он говорит: «вот вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь, Я пришел во имя Отца Моего, и вы не принимаете Меня, а если иной придет во имя свое, вы его примете». Легковерие, основанное на страсти к внешним эффектам, к внешней убедительности. Стремление к мишуре есть у человека, и у каждого из нас есть. Оно мешает, конечно, сильно и нам, и Богу в исполнении Его планов.

Евангелист в речи Иисуса упоминает Моисея как опору: если же не верите писаниям Моисея, как поверите Моим словам? Про иудеев я не знаю, там тоже по-разному, есть ортодоксальные, есть более продвинутые. Но мы-то, братья католики, писаниям Моисея тоже не верим, потому что не он это все написал. Мы верим тому, что тексты Пятикнижия написаны духом Божьим, через человека, через каких-то людей, которых уважительно называют священнописателями, но они для нас анонимы. Мы стараемся в текстах Пятикнижия, очень сложных, имеющих сложную историю, сложную структуру, причесанных, найти правду Божию. Правда в этом фрагменте из Исхода, который мы прочли, тоже касается слабости человека. Эти евреи по сюжету поверили Моисею, что Бог их выведет, введет, и всё будет как надо. Но в Моисее они все время нуждаются как в подпорке. В этом отношении Моисей – прототип Иисуса, потому что мы тоже нуждаемся в Иисусе как в подпорке. Но Моисей уходит к Богу на гору, и народ сразу – ну, не сразу, но промучившись несколько дней, начинает искать опору в чужих богах. Точнее, не в чужих – в собственных, привычных, египетских. Автор психологически правильно выстраивает поведение Моисея: перед высшим начальником Моисей выступает как заступник народа и просит о народе, но, вымолив это заступничество, Моисей спускается и оказавшись один на один с народом, возбуждает резню. В этом просматривается чисто человеческое: после того, как я у вышестоящего начальника что-то выпросил, я должен тут навести порядок, чтобы выглядеть перед руководством достойно.

Сейчас я всерьез эту тему не продумывал, но навскидку мне представляется, что у Иисуса этого человеческого момента нет. По-видимому, это так резало глаз ученикам, что в Евангелиях это нашло отражение. Иисус совершенно бескорыстный, бескорыстный в смысле созависимости, посредник между Отцом и людьми. Дорасти до такого бескорыстия очень хочется. Пример Иисуса своей уникальностью и совершенством в этом смысле очень притягателен, и видно, что корень спасения в этом, в совершенно бескорыстных отношениях любви с Отцом и с творением. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2016

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website