Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

13 марта 2016 – Воспоминание Адамова изгнания

Март 20, 2016

jh.48821

Иоиль 2, 12-16; Рим 13,11-14,4; Мф 6,14-21

В византийском обряде принято, когда заканчиваются три подготовительные недели поста, то в это воскресение идет переход от обычного времени к четырехнедельному посту. Страстная неделя не входит в пост, это особое время. Время Пасхальной Тайны. На вечерне в воскресенье проводится обряд прощения, когда священник просит прощения у публики, почтенная публика просит прощения друг у друга, священники переодевают обычное облачение на постное, и так далее… Людям это важно, потому что мало кто может заниматься своей внутренней жизнью, да и внешней, соответственно, по собственному плану.

В этом отношении всегда, допустим, отличались инженеры, которые работают в научных, академических учреждениях, и люди той же специальности, которые работают на заводе. На заводе все определяет план. Завод должен выполнить план по выпуску продукции, поэтому тебя подгоняют отовсюду – и сверху, и снизу, и с боков, чтобы ты быстрее крутился. А в академических институтах работают люди, которые занимаются проблемой по внутреннему ритму. По ритму того, как возникает понимание научной проблемы, осознание, способность ее сформулировать, и потом уже решать. Это работа, которая в значительной мере происходит бессознательно, таинственным образом. Тут есть, конечно, и момент вдохновения, но вдохновения не разового, когда стукнуло, написал что-нибудь про чудное мгновение и свободен. А тут нет, тут процесс развития идеи, процесс познания все время надо развивать и двигаться поступательно, поэтому не так много людей на это способны. Тут начальник, сколько бы он не топал ногами, не лишал премии, ускорить этот таинственный процесс постижения истины он не может, он может только давить на лень, побуждать к работе. К работе, но не к производительности труда.

Если позволено мне будет такое сравнение (не знаю, насколько оно корректно), обычный приход – это завод, а какие-то монастыри или движения – это жанр ближе к академической науке, где идет процесс познания Бога, познания самого себя. Он идет в естественном ритме, который невозможно уложить ни в календарные посты, ни в праздники. Героическая работа, которую в православии называют подвигом. Приход оказывается похожим на завод, когда объявляют пост, запрещают есть то-то и то-то, запрещают смотреть по телевизору развлекательные передачи и тому подобное. Тут волей-неволей человек оказывается в безвыходном положении, когда ему беспокойство и какую-то сосущую пустоту в жизни не заесть, не запить, не заспать, не засмотреть. Приходится обращаться к реальности жизни и к Богу как к последней инстанции.

Всяких попыток благочестиво себя накрутить или пойти по пути религиозного энтузиазма надолго в пост не хватает. У человека может быть большой энтузиазм от преодоления: «я все преодолеваю, голод, желания свои суетные, стараюсь», но этот энтузиазм – это совсем не то. Человек дотерпливает до Пасхи, на Пасху отводит душу, и после этого вваливается в депрессию, в настоящую депрессию.

Я повторяю, может быть, другими словами, что главное, на что направлен пост – это помочь нам жить в реальности. Реальность такова, что есть у нас какие-то задачи, которые не получаются, мы думаем, что это от того, что обстоятельства неправильно складываются, или мы плохие, ленивые, неспособные. Но этот способ размышления тоже неправильный, потому что дела, которые мы перед собой ставим, тоже могут быть не реальными, не соответствующими реальности. Какие-то проблески реальности у нас обнаруживаются в покаянии, особенно в таком крупном покаянии, как исповедь за всю жизнь, ну и в покаянной работе, которая может проходить во время поста. Это все неважно – важно не потерять плоды. Моменты истины, которые обнаружились, хочется обратить в эмоции, пережечь их как радость ощущения Бога, присутствия Бога. Но я повторяю, что работа, которую Бог проводит через Святого Духа, состоит в обнаружении реальности. Что действительно у меня происходит, и что действительно я должен делать, что Бог от меня хочет, а чего на самом деле не хочет. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2016

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website