Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

4 сентября 2016 – Неделя 11-я по Пятидесятнице

Сентябрь 21, 2016

1 Кор 9,2-12; Мф 18, 23-35

Католическая Церковь сегодня канонизирует Терезу Калькуттскую. Московская Патриархия празднует день Московских Святых. Большой список, начинался он исторически с митрополита Петра, первого московского митрополита, который был еще при татарах и получал разрешение на служение от греческого патриарха и от татарского хана. Человек, наверное, святой. Но, видно, с духом патриотизма, вполне понятного патриотизма, потому что хотелось жить без татарских влияний, без поборов, без постоянного страха, что татарский хан окажется еще большим беспредельщиком, чем московские, киевские, тверские князья. Было стремление к освобождению и к порядку. В какой мере это стремление лежит в основе патриотизма как такового, трудно сказать. Сейчас все сплелось воедино, потому что за много лет в этот список московских святых насовали еще кучу народу, и патриархов, и не патриархов. Отмечается это обычно в День города, который тоже, очевидно, не случайно назначили на эту дату. Ради Бога, только проблема в том, что Москва помимо символа свободы является и символом тоталитаризма, символом имперскости, всего, что противно Богу.

Думаю, что чистый патриотизм от нечистого отличить несложно, потому что чистый патриот считает себя, прежде всего, человеком Божьим, гражданином Вселенной – Вселенной, созданной Богом для всех. А нечистый патриот всегда жертва других нехороших народов, государств, других политических сил. Поскольку все эти вещи у нас проработаны на уровне межличностных отношений, на уровне семьи, мы понимаем, как опасно иметь сознание жертвы. Собственно, сегодняшняя евангельская притча – про это же. У этого раба чувство себя как жертвы тирана, жертвы своего господина, который простил или не простил – все равно неизвестно, что от него ждать.

Павел пишет, что люди-то телесные – что у них тело захочет, что у них тело выкинет, то они и принимают за чистую монету. А духовный человек совсем другой. Имеет критическое отношение, способен к критическому отношению к себе, к своему телу, к своей психике как части тела. Понимает, главное, что он болен, если болен. Если этого главного не понимает, главного своего дефекта не понимает, тогда будет заботиться о карьере, жилплощади, обо всем таком, что у него будет на первом месте. И все будет хронически валиться.

То, что мы называем безволием человека, это, конечно, вещь более сложная. Сложная вещь, но отрицание как защита прямо связано с безволием, одно подпитывает другое. Свободы нет. Конечно, беда такая, что мы живем в царстве несвободы, и с каждым днем эта несвобода усиливается на институциональном уровне, потому что люди этого хотят. У Окуджавы такая песенка есть, про дурака и умного.

…Дураки обожают собираться в стаю,
впереди главный — во всей красе.
В детстве я верил, что однажды встану,
а дураков нету — улетели все!
…А умный в одиночестве гуляет кругами,
он ценит одиночество превыше всего.
И его так просто взять голыми руками,
скоро их повыловят всех до одного.

Хорошая песня. Дурак – это человек, во-первых, поврежденный первородным грехом, во-вторых, человек во власти отрицания своей греховности и своей болезни. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2016

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website