Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

2 октября 2016 – Неделя 15-я по Пятидесятнице

Октябрь 28, 2016


2 Кор 4, 6-15; Мф 22,35-46

Законники – это серьезные люди, которые хорошо изучили иудейский закон и его толкование. Эта деятельность требует важных человеческих качеств, даже добродетелей. Требует добродетели трудолюбия, четкости мышления. Мы знаем, что четкость в мышлении связана с четкостью в жизни, с порядком в жизни. У кого в голове концы с концами не сходятся, у того и в поступках то же самое. Эти качества: трудолюбие, четкость, способность к планированию, это всё качества, присущие не только праведному человеку, добродетельному, но эти качества встречаются и при таком заболевании, как трудоголизм. Понятие «трудоголизм» появилось в 70-х годах прошлого века, когда в Европе, в Америке был всплеск наркомании, особенно молодежной. Тогда активно занимались изучением зависимостей и обнаружили, что есть люди, которые не принимают никаких психостимулирующих веществ, ни алкоголя, ни наркотиков, но их личность примерно таким же образом оказывается поврежденной, как личность наркомана. Это стали называть трудоголизмом по аналогии с алкоголизмом.

Есть тонкость в том, что если алкоголизм в обществе осуждается, то человек, который посвящает себя работе, наоборот. В советское время даже было понятие «трудовая доблесть». Оказывается, что кроме работы этот человек старается свою жизнь построить таким образом, чтобы кроме работы у него никаких забот бы не было. Старается всячески освободиться от семейных дел. Оправдание, как правило, для этого есть: я зарабатываю деньги на семью, я кормлю вас, или я занимаюсь ответственной работой, от меня зависит много людей, я не могу иметь нормированный рабочий день. На деле оказывается, что трудолюбие этого человека – это такая защитная реакция. Это способ ухода от реальных трудностей в жизни и прежде всего от эмоциональных трудностей, возникающих в общении. Мы знаем, что в семье эмоциональные контакты очень тесные, очень сильные, и возникающие реакции, эмоции часто зашкаливают. Трудоголик – это человек, который не в силах выносить эти отношения, разбираться с ними конструктивно, и вообще нести настоящую ответственность за семью. Но есть еще одна вещь, характерная для трудоголика и роднящая его и с алкоголиком, и с наркоманом. На работе он входит как бы в состояние блаженства. Всё хорошо, всё идет, и можно это даже назвать экстатическим состоянием, потому что в нем для трудоголика пропадает время, как для увлеченного человека. Этот экстаз во многом образует у трудоголика тягу, с которой он справиться не может.

Интересно, возвращаясь к оппонентам Иисуса, к законникам, к фарисеям, какова религиозность у трудоголика. Важная черта в мышлении трудоголика – его природа чувствует, что дело идет не так, что на самом деле много неблагополучия у него и в семейных отношениях, и дома, и на работе, но он это всё оправдывает тем, что «я тружусь». «Я делаю полезное дело». Он себя оправдывает – я обращаю ваше внимание – не тем, какой он, а тем, что он делает. Подобным образом этот человек строит и отношения с Богом, религиозную жизнь. Он помолился сколько нужно, когда нужно, соблюдает пост, причащается, исповедуется, когда нужно. Его бедная зависимая психика оправдывается тем, что он сделал всё, что нужно. У него в отношениях с Богом всё в порядке. Это именно то, за что все время Иисус – когда ругает, а когда даже проклинает этих законников и фарисеев. Любить, как тут Иисус говорит о главной заповеди, это полностью как человек, целиком вкладываться в те отношения, которые жизнь передо мной ставит. Не убегать от них, не защищаться. Человек, который привык защищаться от отношений, на самом деле не способен к жертвенности. К той крестной жертве, о которой Иисус говорит, и которую Он, собственно, осуществляет. Он мог бы сказать для себя или апостолам, общине своей, что эти фарисеи и саддукеи идиоты, не будем с ними никаких дел иметь. Они с апостолами прекрасно жили бы маленькой изолированной кучкой, прекрасно бы друг друга исцеляли, друг другу проповедовали, радовались бы тому, какие они святые. Вместо этого Иисус идет в храм, где и опасно, и враждебное отношение к Нему. Не боится вступать в отношения с этими людьми, и действительно мы видим, что в отдельных случаях это приносит результат. Пример – это Никодим, член синедриона, фарисей, законник, который становится учеником Иисуса. Это важно, потому что фарисей и законник, которых пробила эта сила любви, становятся для общества очень важными людьми. Общество их слушает, потому так положено, испытывает к ним почтение просто по месту, которое они занимают.
Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2016

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website