Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

13 ноября 2016 – Неделя 21-я по Пятидесятнице

Ноябрь 18, 2016

trump-messiah

Гал 2, 16 – 20; Лк 8, 26-39

Хочется начать с конца этой истории, когда человек, из которого вышли бесы, просит разрешения сопровождать Иисуса. Непонятно, конечно, насколько этот человек в здравом уме. Мы понимаем, что человек, который подвергался столь долгое время нападению бесов, уже не социализирован, он утратил привычку жить с людьми, умение быть с людьми. Понятно, что нормальным его не назовешь. Эту нормальность ему еще нужно заработать. А пока что у него страх, что Иисус уйдет, уплывет, и снова всё начнется сначала. Опять приступы, когда его раздирают на части, и он собой не владеет. А тут Спаситель и лекарство, всё это рядом. Иисус говорит: «Нет, иди домой». Получается, что Иисус освобождает этого человека только от бесов. Иисус его не освобождает от других испытаний и тяжелых трудностей, которые ожидают этого человека, требуют от него трезвости, упорства, смирения.

Это к вопросу о том, как человеку вообще свойственно воспринимать образ спасителя. Спаситель – это тот, от которого ожидается, что он должен освободить от всех трудностей. Трудностей, которые сейчас смешались в один ком, и нельзя их разрешить, потому что одно зависит от другого. Тронешь одно, повалится еще десять, есть ощущение невозможности сделать хоть что-то. Спаситель нужен – такой, который разрубил бы этот ком. Или хотя бы превратил его в последовательность, которой можно заниматься по элементам.

Не только у нас, но и вообще в мире СМИ были заняты выборами в США. Сейчас заняты фигурой Трампа. Удивляются и пытаются проанализировать, почему выбрали Трампа: такого странного, эксцентричного человека. Я полагаю, дело в том, что было много людей, для которых он выглядел спасителем. Человеком, у которого подход ко всему настолько неординарный, что он не будет с этим узлом и клубком заниматься как с клубком. Что он будет его разрубать. Этого совершенно не ожидали от другой кандидатки. Это говорит о том, что у многих, и в Америке тоже, есть ощущение невыносимости и невозможности что-то всерьез изменить при складывающемся положении вещей.

По тому вниманию, которое у нас и СМИ, и политики, и работающие в экономике уделяют новому президенту, видно, что смотрят на него как на спасителя. Он и санкции отменит, и экономика наша расцветет необычайным цветом, и международная остановка разрядится, и на Украине будет мир и согласие, и Крым наш, и всё такое. Конечно, головы у всех трезвые, разумные, все понимают, что, по-видимому, мало что удастся ему сделать, и мало что удастся выполнить из предвыборных обещаний. Но ожидание спасения сильнее. Сильнее, чем эта трезвость, разумность. Думаю, что в Библии почти полным аналогом Трампу был царь Кир, который у пророков выступает как мессия, смешивается с образом посланца Божия. На уровне рассуждений всё получается нелогично, но на уровне исполнения эсхатологических ожиданий логично.

Мессианские ожидания сейчас опять всколыхнулись по миру. Важно это или нет? Важно. Удастся ли людям более успешно заниматься разрешением проблем? – может быть, на какое-то время. Может быть, видимый просвет и наступит. Но важно, что ситуация безнадежности на международной арене очень связана с ощущением безнадежности внутри стран. Происходит усиление эгоизма и недоверия к окружающим. Быть только за себя и вступать в союзы только с теми, от кого можно ждать сиюминутной выгоды. Доверия ни у кого ни к кому нет. Это такая беда, которая сейчас пронизывает общество вертикально сверху донизу – и на уровне людей, и на уровне объединений, стран. Как недавно кардинал Паролин справедливо отмечал, международные организации тоже сейчас беспомощны, не могут ничего сделать.

Я думаю, сейчас задача христианского различения состоит в том, чтобы в личности и функционировании президента Трампа, который возглавил самую большую консолидированную силу в мире – американское государство – прочесть подлинно мессианские черты, и не обманываться, не ловиться на обманчивые вещи. Как прочитывать? Иисус говорит: «Царство Мое не от мира сего». Главная опора на трансцендентное – не на свои силы, не на свою мощь. Опора на трансцендентное, которое проявляется в отдельных людях, в нас, и делает из человеческой массы собрание разумных людей. В той мере, в какой Трампу будет удаваться опираться на это, он будет мессией. В той мере, в какой нет, он будет очередным антихристом. Антихристом, обладающим большой силой, и способным увлечь и надуть очень большое количество людей.

Сейчас совсем другая эпоха, для социологов она пост-глобальная, а для людей, занятых планетой, это эпоха антропоценоза. Люди – это основной живой вид на земле, и вид чрезмерно активный. Природа, биосфера не приспособлена к чрезмерной активности этого вида. Угроза катастрофы действительно есть, и не нужно ее путать со всякими кампаниями по загрязнению среды. Эта угроза того, что можно не просто нарушить равновесие, а можно просто опустошить планету. Как античные государства развивались и почему? Почему возникали эти империи? Основания были очень простые. Земледелие, вырубка леса, почва истощается, скот всё съел, значит, нужно искать другие земли, надо расширяться. Под руководством царя армия бывших хлебопашцев отправляется в поход, спасаться от голода. Сейчас уже некуда. Все земли, грубо говоря, использованы. Чтобы выживать, человечеству надо перестраиваться на другое потребление, требующее других взаимоотношений. Тут действительно нужен мессия, хоть и временный, но дельный. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2016

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website