Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

18 декабря 2016 – Неделя 26-я по Пятидесятнице

Январь 6, 2017

ikft

Еф 5, 8-19; Лк 17, 12-19

Я думал о том, что духовная жизнь складывается из знаний и умений. Одно подвигает другое, но обычно в Церковь приходит человек без умений. Или он приобретает в повседневной жизни ценности порядочности, честности, верности, а как и что с ними делать, зачем они нужны, человек, в общем, не знает. Это не очень хорошо, потому что к Богу приходится идти все время. Каждый день делать маленький шажок.

Понимание, конечно, начинается с овладения культурой, которую Европа накопила примерно за 4 тысячи лет. Это довольно большой срок. База этой культуры вошла и в северные страны, в европейские, и в страны Ближнего Востока и в Северную Африку. Неважно, как назывались эти религии, в хронологическом порядке, может быть, зороастризм, иудаизм, христианство, ислам. Общим для них было представление о главной и единой силе в мире, о силе, которая находится на самом деле за пределами мира, а действует в мире. Удивительное представление о Боге. О силе, особенностью которой является желание добра человеку и всему творению. Добрая сила.

В космологии, в физике есть всякие правдоподобные теории типа Большого взрыва. Представление о формировании материи из вакуума, всякие такие штучки. Но там отсутствует представление о личностном характере творения. О том, что к творению есть воля. У Бога есть воля к творению. Согласно этой воле, согласно любви, устроена сама структура мира. Структура, которую мы делим на физическую и духовную, на самом деле едина. Физика ухватывает только часть этой единой структуры. Это главное понимание было сформировано в культуре, к которой мы принадлежим, оно вошла уже как бы в наши гены.

Другая вещь – это представление о невидимом мире, оно у всех народов есть. Потому что это просто реальность, принадлежащая опыту человека. В культуре, которую мы называем авраамической, с которой началось родословие Авраама, родословие Иисуса Христа, этой единой для всего региона, о котором я говорю, культуре, есть представление о том, что нематериальные невидимые силы, вредящие человеку, вторичны по сравнению с силой добра, которая вложена в структуру мира. Эти злые силы связаны с искажением реальности. Прежде всего, с искажением представления человека о реальности. Не обязательно человека, может быть, и животного. Когда мы говорим «бес» – первое, что делает бес, он порождает ненависть к окружающим, независимо от того, окружающие действительно злы, настроены враждебно, или дружественно. Бес – это то, что способствует такой универсальной ориентации. Эта ненависть может иметь разные модальности. Может иметь модальность вожделения, похоти. Может иметь модальность стремления к власти, к богатству. На самом деле они все связаны между собой, и наша авраамическая культура подчеркивает духовную природу этой ненависти. Отец ее, который именуется дьяволом – он как бы такой индуктор, который наводит эту ненависть.

В своих маленьких жизнях мы стараемся включиться в борьбу со злыми силами. Достичь Бога. Это вершина нашей жизни в познавательном смысле и в деятельном. Преобразование мира, которое люди призваны совершать, состоит в том, чтобы сделать мир опять открытым для Бога, прозрачным для Бога. Изгнать из мира обман и ненависть. Как этот обман пришел в мир, не знаем. Об этом Библия говорит в мифологической форме. Мы знаем, что так есть. Выдерживать земные страдания, сохраняя это знание в голове и сердце, трудно из-за слабости человеческой природы. Очень важно, страдая, не обманываться самим, не обманывать других относительно природы нашей реальности. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2016

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website