Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

15 января 2017 – Неделя 30-я по Пятидесятнице, перед Богоявлением

Январь 20, 2017

san-giovanni-battista-1280x640

2 Тим 4, 5-8; Мк 1, 1-8

Это было давным-давно, я институт еще только окончил. Ходили в поход под Воркуту на одну речку. Приехали, сошли с поезда и стали собирать лодки у одного поселка. А там поселки, как правило, для УДО – условно досрочно освобождаемых, так что публика соответствующая. Один подвыпивший парень из местных, из бывших десантников, увидел на одном из наших тельняшку. Вспомнил молодость боевую, ножичек у него был перочинный. Он с этим ножичком все ходил вокруг нас с угрозами. Я ненавязчиво от него отмахивался веслом. Но все-таки мы поспешили собраться, поплыть побыстрее. Он, обуреваемый страстью к убийству и защите Родины, с этим ножичком в зубах бросился в воду за нами. Ножик он потерял, весь пыл ему остудила вода, довольно холодная. Он, отряхиваясь как мокрая собака, вылез на берег. Это я к вопросу о Крещении.

Священные омовения были приняты с незапамятных времен. Наверное, сами по себе знаете, в жару не соображаешь ничего, весь липкий и потный, одно желание – в воду. Бухаешься в воду, становишься человеком. Особенно в жарких странах омовения практиковались и практикуются. Ритуальные омовения – это термин особый. Это омовения для того, чтобы очиститься перед встречей с Богом, перед приношением Богу. Ощущаю, что я такой придурок придурком, куда мне к Богу. Здесь присутствует еще намерение, внутренний посыл очиститься. Очиститься, чтобы быть достойным встретиться с Богом. Крещение покаяния, которое проповедовал Иоанн Креститель – это было примерно то же самое, только с идеей, что посыл перед этим омовением: ощутить все свое вранье, зверскость и непригодность. Попросить у Бога, чтобы Он во время омовения очистил от этого, то есть, от греха.

В начале Евангелия от Марка есть короткое описание. Иоанн одет в одежды из верблюжьей шерсти – пастухи обычно такие носили, потому что ночью холодно. Мясом не питался, а ел саранчу жареную, по-видимому, с медом. Это было довольно изысканное блюдо – наверное, и сейчас тоже. Считается, что он был в общине ессеев – монахи по сути дела, монашеская община, которая базировалась в пустыне при Иордане. У них было ожидание Спасителя. Ожидание, которое они придумали не сами. В иудейской культуре до описанных событий много веков существовало ожидание того, что Бог пошлет царя, который устроит, наконец, жизнь. Народец маленький, все время жил в страхе перед могущественными соседями, это понятно. Цари были более и менее удачные. Но за несколько веков до Иисуса уже были пророчества о том, что это должен быть не просто человек, а такая фигура, которую сам Бог пошлет или, может быть, воплощение Бога, непонятно. В общем, обычный царь не годится. Мы это прекрасно знаем.

Религиозная мысль развивалась. Уже к описываемому моменту стало понятно, что жизнь человека с физической смертью не кончается – к счастью или к несчастью, это другой вопрос. Поэтому если Бог пошлет настоящего царя, то это будет царство, которое простирается за пределы видимого мира. Как это, что это – конкретизировать, конечно, невозможно. Иоанн Креститель у ессеев, по-видимому, подвизался какое-то время. Потом стал сам проповедовать и говорить о том, что это всё близко. Близок конец этого мира, потому что этот мир настолько поганый, что перестроить его в хороший не получится. Как кирпичики ни перекладывай, все равно постройка будет противная Богу. Этот мир ожидает уничтожение. Единственная возможность пережить это уничтожение – это крещение покаянием, о котором я выше говорил.

Иоанн Креститель пользовался очень большой популярностью. И в это время, и после смерти. Было много общин его последователей уже ближе к концу I века в Римской империи. Тут автор говорит о том, что в какой-то момент Иоанн начинает говорить: «Тот, кого ожидают, по-видимому, находится в толпе. Я по сравнению с Ним, в общем, никто. Моя заслуга только в том, что я могу Его показать». Как тут говорится: «я крестил вас водой, Он будет крестить вас Духом Святым». Это событие перед Крещением Иисуса, которое празднуется позднее.

Подразумевается, что христианское крещение, которое знаменует вход в Церковь, это крещение, означающее вхождение человека в личное общение с Богом Всемогущим, которого можно уже не бояться так, как раньше. Люди все разные, судьбы у всех разные. Кто-то опыт крещения Духом переживает прямо в момент крещения, и просто становится другим человеком и ощущает себя другим человеком. У кого-то этот эффект оказывается отложенным, может быть, до более благоприятной жизненной ситуации, когда человек уже имеет условия для переживания опыта близости Бога. У кого-то это крещение вообще никак не актуализируется в течение жизни. По-разному бывает. У взрослых людей, которые были в детстве крещены, и потом взрослыми вошли в Церковь, иногда бывает такой опыт, что они всегда ощущали, что Бог в сердце говорит, но только сейчас узнали, что это голос Бога. До этого не знали, что это такое. Думали, что это голос совести или чувства долга или какие-то проявления любви. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2017

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website