Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

2 февраля 2017 – Сретение Господне (латинский обряд)

Февраль 19, 2017

sretenie-1-e1484315348198

Мал 3, 1-4; Лк 2, 22-32

Традиционная литургия Света в начале этой мессы, о которой ты, О., говорила, базируется, по сути дела, на одной фразе из песни пророка Симеона: «…видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2, 30-32). Иисус – как свет к просвещению язычников. Наверное, решили это присоединить к празднику. Это уже после V века.

Я повторяю в пятитысячный раз, что всё это придумал Лука, и эти слова старца он реконструировал точно так же, как и другие песни в своем Евангелии. Текст, который Симеон говорит у Луки, как и все эти тексты, сугубо теологический и библейский. В этом тексте снова говорится о миссии Иисуса, о сущности Иисуса. Это соединяется с единственной личной фразой «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром» (Лк 2, 29). Из этой фразы видно, какой на самом деле у Луки сложился портрет Симеона: старого человека, больного, которому страшно надоела эта благочестивая жизнь, хождение в храм каждый день, и, наконец, он дождался знака, чтобы можно было не уродоваться, а спокойно отойти из этого мира.

Вся сцена наполнена символами, которые для впечатлительных людей важны. Огромный храм, в который приносят Младенца, жертву приносят, двух птенцов. Храм такой громадный, мертвый, он живо контрастирует с этим Младенцем крошечным, живеньким, мягоньким, беспомощным. Жизнь, которая вносится в храмовую постройку, куда люди приходят на жертвы и на молитву Богу. Это выступает как символ встречи иудейского Завета и евангельского Завета. Завет, построенный на твердых нескладных камнях, которые обтесывали с большой силой, прежде чем вложить в постройку – это Ветхий Завет. Отныне он одушевляется совершенно беспомощной на вид человеческой плотью, человечностью Иисуса, из которой жизнь так и брызжет.

Интересно, конечно, сильно ли Он орал во время всей этой процедуры. Если монолог старца Симеона имел место, то слышно ли его было за физиологически здоровым воплем младенца. Любопытно посмотреть, как это было. В заповеди Ветхого Завета, в эти две таблички, которые когда-то лежали в ковчеге, вдувается такая жизнь. Живая жизнь. Не знаю, в какой мере мы ощущаем эту жизнь в себе. То, что заповеди Декалога все выучили, это понятно…

Сегодня говорили о достоинстве, об унижении достоинства. Тут есть такая тонкость – допустим, ты можешь думать, что унижаешь мое достоинство, но если у меня оно живое, как этот младенец внутри, его нельзя никакими внешними действиями унизить. Ты можешь ругаться, бесноваться, оскорблять меня, бить меня, депремировать… Все равно с моим внутренним достоинством ничего не будет. Обиды не будет. А будет понимание того, что передо мной такой бедный человек. Совсем другое, когда я сам свое достоинство продаю. Продаю за какие-то удобные для меня вещи. Не лишние, а за вещи, которые мне требуются – дом, уют, присутствие другого человека, помощь.

Сегодня на занятии заходила речь о диссидентах. Знаменитая фраза, которая у Солженицына присутствует в «ГУЛАГе» по отношению к лагерному начальству – «не верь, не бойся, не проси». Христианский парадокс заключается в том, что ты ближнего любишь, и веришь ему, но это происходит на уровне достоинства – моего достоинства и его достоинства. А в остальном действует этот принцип: не верь, не бойся, не проси. Если я ощущаю, что на этом меня могут зацепить и купить – на моем доверии, на моих просьбах, на моем страхе – не нужно на это идти. Тут должна быть полная бескомпромиссность, единственная бескомпромиссность, которая должна быть полной. Остальное в жизни построено на компромиссе – ты мне, я тебе. В результате этого обмена мне в чем-то лучше, в чем-то хуже – ради Бога. Только Иисусом Христом в себе торговать нельзя. Себе же обойдется дороже. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2017

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website