Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

19 февраля 2017 – Неделя о страшном суде

Март 31, 2017

Reilly, John, b.1928; Cain and Abel


Быт 4, 1-6; Мф 25, 31-46

В этой истории о первых детях, о первых братьях, Каин был земледелец, а Авель – пастух. С пастушеской деятельностью у нас мало кто связан. Разве что я. А по части огорода и сада специалисты у нас есть. Конечно, у земледельцев бывают неожиданности: водопровод прорвало, жуки какие-нибудь противные набежали. Но больше размеренного труда, который устроен на диалоге с землей. Я правильно всё делаю, и земля всё правильно делает. Нам важно с ней друг друга понимать, и тогда у меня будет всё в порядке. А землю понять – это наука небольшая, и прежде всего наука. Надо всё делать правильно.

У пастуха тоже есть элементы науки, но неожиданности другие. Во-первых, вся пастушеская деятельность происходит ночью, в темноте. Не жарко, овцы могут перемещаться. Темнота – это принципиальный источник неизвестности: и волки, и с тропинки овца соскользнуть может, брякнуться. Случайности. Еще такой момент, что плодоношение стада – тоже вещь как бы таинственная. Непонятно, от чего зависит. Это я к тому, что земледелец имеет возможность уповать больше на технологию, а пастуху приходится уповать больше на Бога. На то, что происшествия происшествиями, а Бог, в конечном счете, сделает так, чтобы стадо было спасено, и чтобы был приплод. Еще важная вещь, что земледелец имеет дело с растениями, а пастух с живыми существами из плоти и крови. У которых источники жизни такие же, как у человека: дух, дыхание, кровь, которая течет по жилам. То, что принадлежит Богу.

Столкновение Каина и Авеля описано в двух планах. В плане жертвы – жертву, которую приносит Каин, Бог не принимает, она Ему неугодна, а жертва Авеля угодна. Понятно, что это аллюзия к земледельческим ритуалам, ритуалам Израиля, когда в жертву приносились первенцы из стада – лучшие. Если все-таки отвлечься от этих исторических моментов и попытаться как-то проникнуть вглубь этой истории, то получается, что Каину Бог не так нужен, как земля. Ему нужно, чтобы земля была благополучной. В некотором отношении он оказывается наследником грехопадения, когда видно, что жизнь такая тяжелая и сложная, и пускать туда еще взаимоотношения с Богом, с дополнительным источником неизвестности, это совсем уже невыносимо. Религиозный конфликт – конфликт вер – надежды на Бога и только на Бога у Авеля, и надежды на себя у Каина.

Религиозный конфликт всегда приводит к психологическому и житейскому конфликту. Накладывается и зависть – зависть, переходящая в ненависть. У Каина это связано с тем, что «у меня-то жизнь тяжелая и так, да еще и Бог ко мне не благоволит. А этот Авель гуляет по горам с овцами, ничего не делает, только свежим воздухом дышит. А Бог принимает его жертву и благословляет». Ненависть в этой ситуации доходит до неуправляемости. Как мы говорим в этих случаях: «дьявол обладает человеком». И хотя дьявола как персонажа в этой истории нет, но мы видим, что механизм такой. Если в предыдущей истории ложь дьявола довела людей до вожделения, стремления приобрести власть Бога, то тут другое измерение этого обмана – ненависть, доходящая до убийства.

Эта история очень важная, потому что она показывает нам источники нашей ненависти. Ненависти, которая проявляется в мелочах. Например, мы считаем, что если мы всё делаем правильно, то всё у нас должно быть благополучно, так, как мы запланировали. Так, как мы хотим, а не так, как Бог устраивает. Стремление к контролю. Стремление к контролю и ненависть – это вещи от одного корня. Допустим, ближайший пример. Г. не понимает, зачем ему дальше учиться в музыкальной школе, если он не собирается стать музыкантом. Тогда или Г. плохой, или мы плохие родители. Корни контроля понятно где, и это ненависть, которая выплескивается то на него, то на себя. Просто не дает увидеть, зачем Бог это делает. Что хорошего и нужного в этом может быть для Бога.

В евангельской притче говорится о действенном сочувствии и о сострадании, и Иисус говорит это для людей, живущих в мире, где очень много равнодушия к несправедливости. Что принципиального, как я вижу, Иисус говорит в этой притче – это то, что структуре мира свойственна память. Ни один поступок не исчезает бесследно. Изменения, возмущения, которые мы вносим в мир, возмущения пространства, это обращается на нас самих. Потом, когда мы оказываемся лишенными тела и пребывающими в другом пространстве, где обычные защиты не действуют, это всё оказывается перед нами. Образует нашу судьбу в нашем новом состоянии. То, о чем Иисус предупреждает – что для человека с испорченным состраданием, с замороженным или с перемешанным с ненавистью, дальнейшее существование оказывается гораздо хуже, чем просто небытие, исчезновение. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2017

Изображение: Джон Рейлли, Каин и Авель

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website