Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

12 марта 2017 – 2 Неделя Великого поста

Апрель 15, 2017

dispersal_babel_248

Быт 11, 1-9; Евр 1, 10-2, 3; Мк 2,1-12

Первые главы книги Бытия, которые мы читали в эти недели, очень важны, потому что они показывают принципиальную картину: как с момента возникновения личности человека шли два процесса – и отпадения от Бога, и одновременно стремления к Нему вернуться, вернуться к своему началу, источнику. Эпизод с Вавилонской башней – понятно, что это миф, но его детали вполне реалистичны. В Вавилоне, как вы знаете, для молитвы астрологическим силам строились так называемые зиккураты. Четырехугольные пирамиды, как в Египте, но по их периметру, по спирали шла лесенка. По этой лесенке поднимался жрец. Идея такая, что на самом наверху он общался с небесными силами.

По сути дела, история с Вавилонской башней, которую люди строили, чтобы достичь уровня Бога, это повторение истории грехопадения другим языком. С башней не получается, и также, как в истории грехопадения, за этим следует естественное наказание. Но в 3 главе Бытия рассматривались наказания природные и социальные – труд для человека превращается в тяготу, отношения между мужчиной и женщиной нарушаются, теряют равноправие. Здесь аспект, может быть, глобальный. В результате люди теряют способность к общению. Теряют способность к разговору на одном языке. Делятся на народы, которые друг друга уже не понимают. Можно говорить о том, что это главная проблема сегодняшнего мира, когда людей на несколько порядков на земле больше, чем было в античности. Проблема отсутствия взаимопонимания. Результаты мы видим: войны, блоки, проявления коллективного эгоизма, национализма, безголовый патриотизм.

Когда мы переходим к Евангелию, к истории о парализованном, которого Иисус исцеляет, то нам показывается путь выхода из кризиса. Идет речь о грехе. Что такое грех? Мы знаем, что есть заповеди. Но грех – это не просто нарушение заповеди, потому что заповеди можно исполнять просто по форме, как это делал фарисей в притче о Мытаре и Фарисее. Дело не в форме. Дело в том, чтобы в человеке было стремление к Богу.

Всю последующую часть литургии мы будем обращаться к Богу – к неведомому Богу. Но на самом деле есть возможность ощущать Его. Потому что Бог ближе отца, матери, братьев, сестер, своих детей. Ближе любимой собаки. Ближе самого себя. Бог ко мне ближе, чем я сам себя сознаю. Бог знает, какой я на самом деле, в отличие от моего сознания, которое имеет только догадки о том, какой я. Бог это знает. Этого настоящего меня Бог любит. Да, со мной, с моими близкими, с моим телом, с моей психикой случаются всякие неприятности и несчастья. Но чтобы оценить важность всего этого, я должен идти не от моего понимания себя, а от знания того, что Бог – Создатель, и Он меня любит. Несчастья, которые со мной происходят, это не главные несчастья. Это все проходит, все пройдет. Так же, как пройдет моя земная жизнь, мое земное тело. Через эти мучения я могу помочь Богу преодолевать человеческие последствия грехов. Разобщенность на уровне народов, на уровне языков. Разобщенность в собственной семье. Иисус говорит просто «доверьтесь Богу». Тогда всё возможно. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2017

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website