Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

1 июня 2017 – Св. Юстин, мученик

Август 3, 2017

Деян 22, 30; 23, 6-11; Ин 17, 20-26

Святого Юстина я курсе на втором последний раз читал, ничего не помню, к своему стыду. В кратком введении в тетрадке написано, что он был христианский философ и апологет, написал знаменитый диалог с Иудеем Трифоном, а также написал две апологии христианской веры, адресованные президентам Антонину и Марку Аврелию. В этих апологиях он доказывал, что христиане – хорошие граждане.
Какие христиане хорошие граждане очень красноречиво показывает Павел в сегодняшнем Чтении из Деяний Апостолов. Когда его выводят перед синедрионом, перед всем этим судом, он устраивает провокацию. Кричит «Ребята, наших бьют!» Начинается такая заваруха, что охрана уводит его оттуда от греха подальше, чтобы не случилось смертоубийства. В общем-то, гонения на христиан начались именно поэтому. Проблемы с культом императора возникли потом. А первоначально ведь были претензии, что христиане постоянно устраивали скандалы. Иудаизм в Римской империи – это традиционное влиятельное религиозное меньшинство, и христиане раскололи эту общину. Они везде устраивали примерно то же самое, что Павел устроил на этой сходке. И Христос ему говорит: «Дерзай, Павел! Молодец, так и надо!».

Все это вместе с сегодняшним евангельским Чтением, где Христос говорит о единстве, вызывает мысли о том, что для государственного единства христианство – вещь неподходящая. Хотя мы знаем, что она очень эффективно использовалась. В Римской империи, начиная с Константина, и так далее. Христианство как фактор государственного единства. Но это возможно, только когда используется какая-то усеченная форма христианства. Потому что оно неизбежно бросает вызов государственной идеологии, тем более национальной идеологии.

Но когда я молюсь, когда я слышу эти слова про «да будут все едино», и слова в мессе, где говорится о единстве, то я как-то привычно это отношу к внутреннему миру. Сейчас переживаю внутри себя какие-то моральные решения, обращаюсь внутрь себя и вижу, что нет внутри никакого единства. Что внутри живут разные личности, которые хотят разных вещей. Даже удивительно, в какой-то момент ты ясно понимаешь, что нужно сделать вот это, проходит час, и ты также ясно понимаешь, что нужно делать что-то другое. У меня это так. Ощущение такое, как будто это разные люди, которые желают разных вещей, имеют разные ценности, даже разную судьбу.

Как хорошо было бы, если бы христианство было такой идеей, психологическим учением, которое ты прочитал, и оно стало таким фактором, который связывает все эти проявления воедино. Но этого не происходит, наоборот, только усугубляется разлад между разными частями сознания. Чем дальше, тем больше они вступают в конфликт друг с другом. А единство возникает в минуты молитвы. Фактором единства выступает Дух, не идея какая-то, не «ценности» в кавычках, не идеология. А исключительно эти моменты, когда возникает единство с Богом, тогда и внутреннее единство тоже возникает. Это то единство, которое Церковь может предложить обществу – через внутреннее единство тех, кто это единство с Богом познал, и тогда внутри народа тоже возникает какое-то единство, основанное на добре, на вечном добре, а не на сиюминутной ненависти. Аминь.

© Священник Кирилл Горбунов 2017

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website