Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

1 мая 2017 – Св. Иосиф-Труженик (утро)

Август 3, 2017

Деян 6, 8-15; Ин 6, 22-29

Такая необычайная постановка вопроса: люди спрашивают Иисуса, что нам делать, чтобы творить дела Божьи. Они спрашивают о поступках, о действиях. А Иисус отвечает: чтобы вы веровали в Того, кого Бог послал – в Иисуса.

Этот праздник, который мы сегодня празднуем, Иосифа-труженика, Папа установил в 50-х годах прошлого века после 2 мировой войны, чтобы постараться вернуть в лоно Церкви рабочий класс. Церковь всегда была озабочена рабочими, точнее, не всегда, а с момента, когда появился пролетариат. Потому что и пролетарий, и капиталисты – это было такое общественное явление, которое представляет большую опасность для природы человека. Потому что рабочие – это кто были? Это были беднейшие люди из деревни, которые, чтобы как-то прожить, вынуждены были отправляться в города. Там они были оторваны от всего, что их держало как людей на плаву – от земли, от природы, от хозяйства. А условия жизни для рабочих на этих первых фабриках были как концлагерь – работа по 16 часов в день, жили в бараках. Трудности были с выходными. Была такая проблема, что этой бесчеловечности как бы не чувствовали ни капиталисты, ни сами трудящиеся. Проблема нечувствительности к достоинству человека.

Другая проблема, связанная с этим – и у тех, и других ценности были одни и те же, они хотели разбогатеть, и неважно было, что там они производят. Какие-то гаечки, детали на конвейере, к конечному продукту они не имели отношения. Их интересовал заработок. Он интересовал и рабочего, и капиталиста. И мечта у рабочего была стать таким же, как капиталист. Индустриализация принесла в Европу и на Американский континент антропологическую катастрофу.

Характерно, что людьми, которые боролись за достоинство рабочих, пытались пробудить в них человечность, были люди из другого класса. Это были люди Церкви, образованные священники, и какая-то светская интеллигенция, с интересами не церковными, а социалистическими. Они пытались как-то открыть рабочим глаза на их положение, помочь им организоваться, но подходы были разные. Социалисты и коммунисты апеллировали к эмоциональному мотору: к ненависти и зависти, которая у рабочего человека была к капиталистам. А католическая Церковь старалась возбудить милосердие и у рабочего, и у администрации завода, примирить. Потому что по большому счету одним нужны другие. Рабочим обязательно нужны какие-то организаторы, координаторы, люди, которые будут заниматься продажей продукции, сбытом. По большому счету противоречия нет, все нужны. Мы видим, что в общем, социалисты с коммунистами победили. В ситуации греха ненависть оказывается более продуктивной, чем любовь. Тем не менее, эта борьба, о которой я говорил, продолжается. Продолжается и до сегодняшнего дня.

Еще Папа Иоанн Павел II в конце прошлого века отмечал, что современный капитализм решил проблемы рабочих. У рабочих есть и профсоюзы, которые их защищают, и всякие государственные социальные предприятия, есть масса законов, которые ограничивают произвол владельцев предприятий. На внешнем уровне как бы гуманность есть – но что сейчас произошло в мире? Система экономических отношений устроена таким образом, что страны первого мира процветают за счет того, что грабят, попросту говоря, беднейшие страны – Африку, юго-восточную Азию, Латинскую Америку. Новые страны восточной Европы, которые входили в советский блок, сейчас стараются войти в ЕС. По-научному это называется неоколониализм. А суть заключается в том, что все считают себя порядочными людьми. Европейцы, американцы платят налоги, все по закону. Но законы эти устроены таким образом, что в Африке и Словакии можно за эту гайку рабочему платить гроши, и все довольны. И мы довольны, и вы довольны. Я почему на этом останавливаюсь? Добропорядочный европеец или американец, который не нарушает законы и платит налоги или российский какой-то предприниматель и коммерсант, который встроился в структуру, ощущает, что у него чистая совесть. На самом деле он лжет, потому что он встроен в несправедливую, воровскую экономическую мировую систему. За что не любят на самом деле нынешнего Папу, нового Папу – за то, что он замахивается на лицемерие этого порядка. Он говорит, что, допустим, вы американские предприниматели, католики, даете огромные деньги в благотворительные фонды католической Церкви и думаете, что вы святые. А на самом деле – воры. Извините, что получилась лекция вместо утренней проповеди, но опять я возвращаюсь к последней фразе. Что нам делать, чтобы творить дела Божьи? Вот дело Божье – чтобы вы веровали в того, кого Он послал. Это лучшее дело, чтобы совесть прочистить. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2017

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website