Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

1 мая 2017 – Св. Иосиф-Труженик (вечер)

Август 3, 2017

Деян 6, 8-15; Ин 6, 22-29

Давайте начнем с конца. Последние слова евангельского Чтения. Люди спрашивают, что нам делать, чтобы творить дела Божии. Что делать, они спрашивают – о поступках, об активных действиях, которые требуются. Но вот что отвечает Иисус: дело Божие, чтобы вы веровали в того, кого Бог послал – Иисуса. Кажется, что это разные плоскости. С одной стороны, дела, с другой стороны, верность.

Давайте перейдем к первому Чтению. В первом Чтении идет речь о Стефане. Стефан – это один из первых семи дьяконов, которых поставили в Церкви, чтобы они занимались распределением материальной помощи среди части общины, грекоязычной. А в Деяниях Апостолов мы видим, что он проповедует, рассказывает об Иисусе. В результате завязывается заговор против него, донос на него пишут. В конце концов его засудили и убили. Получается, его поставили для одного дела, а вера в Иисуса сделала из его жизни другое дело.

Праздник Иосифа Обручника придумал в 1955 году папа Пий XII после войны. В Италии большая популярность в рабочем классе была у коммунистов и социалистов, и Церковь ощущала, что теряет рабочий класс. Но она с самого начала, с возникновения пролетариата в XIX веке начала его терять. А проблема в чем – в этой истории борьбы, в которой и коммунисты, и социалисты, продвигали идею противостояния, что рабочий не может любить капиталиста, потому что тот эксплуататор. Эксплуататор – значит, надо, по возможности, убить его. Эксплуатация труда, которая была при капитализме, и сейчас, хотя и в меньшей мере, в странах первого мира, приводит к атмосфере бесчеловечности. Но когда говорят о чувстве справедливости у эксплуатируемого, часто под этим чувством справедливости скрывается просто зависть к богатым людям. Получается такая моральная каша, совершенно далекая от Евангелия.

Церковь решила этот день 1 мая как бы освятить за счет такой фигуры, как Иосиф муж Марии. Про Иосифа в католической Церкви за 2000 лет насочиняли много. В Евангелия о нем пишется очень мало, но видны ключевые вещи. То, что будучи бедным человеком, потому что профессия плотника до сих пор в Палестине котируется низко, и говорят, что оплачивается низко, тем не менее, он сумел сохранить семью, что по нынешним временам уже чудо, и сумел воспитать этого мальчика Иисуса. Понятно, что у Иисуса на интуитивном уровне отношения с Богом были очень тесные, но одно дело – это невербальный уровень, а другое дело – правильно назвать добрые стороны жизни как ценности честности, трудолюбия, показать, как они практически осуществляются. Всему этому человек учится в семье. Поэтому святой Иосиф в этом отношении – хороший пример и покровитель для трудящихся.

Ведь какая у трудящегося трудность? Деятельность затягивает. Поиск работы, построение отношений в рабочем коллективе, с руководством, с подчиненными – это всё требует творчества, затраты творческих сил, не говоря уже о самой работе. Это человека затягивает и может превратиться для него в основную ценность. Ценность продвижения в работе. Ценность получения какого-то стабильного общественного положения через работу. Мы, в общем, видим очень много таких примеров и вокруг себя и внутри себя. Но остается то дело, с которого я начал. Дело веровать в Бога через Иисуса Христа. На примере того же дьякона Стефана мы видим, что это сложное дело, как полемизировать с противниками, как находить настоящие глубокие аргументы об Иисусе как посланнике Бога. Это тоже творческий процесс.
Мы можем говорить, что Бог восполнит наши силы, но это отчасти такая религиозная демагогия, потому что отпущено нам сколько-то в жизни, и мы это тратим. То, что мы потратили на другое, у нас уже не останется времени и сил потратить. Поэтому пример Иосифа, как Церковь его изображает, это пример человека, которому Бог дал благодать сохранить правильный баланс веры и присутствия в мире. Быть праведником, вовлеченным в производственный цикл, если можно так сказать. Давайте закончим на этом. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2017

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website