Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

14 мая 2017 – Неделя 5-я по Пасхе, о Самарянке (византийский обряд)

Август 3, 2017

Деян 11,19-26; 29-30; Ин 4,5-42

Я думаю, что вряд ли Иисус подробно рассказывал эту историю разговора с самарянкой евангелисту Иоанну. Может быть, пару слов сказал, но, по-видимому, глядя на эту женщину, Иоанн воссоздал себе рисунок этой встречи, как она проходила. Сначала бойкая разбитная баба, дерзит мужику, как привыкла. Потом доходит до нее, наконец, что это не мужик, а пророк, совсем другое, Божий человек. В диалоге евангелист вставляет свои главные идеи. Понимание того, что для Иисуса источник сил – это творить волю Бога, пославшего Его. Иисус осознает себя посланцем – человеком, на котором лежит ответственность, которую Он не сам себе придумал, а эта ответственность на Него возложена. Это надо делать.

Дальше Иисус говорит о том, что есть пища, которая ведет в вечную жизнь. Евангелист Иоанн так понимает Евхаристию, которую мы совершаем, что это не физический хлеб, а способность и желание творить волю Бога. Волю к спасению мира от греха и отца лжи, от дьявола. Сейчас, когда перед литургией была исповедь, все говорили о том, что на внешнем уровне есть какие-то трудности, нужно квартиру убирать или на работе плохие отношения или еще что-то. А на внутреннем уровне – да плевать бы было на все эти трудности, если бы был способен с ними справляться. Вопль о своей неспособности.

Я все время говорю о том, что человек – это существо изменчивое и переменчивое. Для того, чтобы оставаться человеком, оставаться собой, человеку все время нужен источник для подпитки. В этом отношении совершенно справедливо Иоанн здесь говорит об Иисусе как о евхаристической пище. Принимать эту пищу нам нужно все время. То есть, он мог бы дать аналогию вроде одноразовой прививки, но нет, он говорит о пище. Пища нужна человеку регулярно. Мы каждую неделю собираемся на эту литургию, и мы собираемся, и вся Церковь собирается. Все люди, считающие себя христианами, стараются собираться. Они понимают при этом каждый свое, но космический смысл происходящего – Церковь собирается воедино возле Иисуса, возле апостолов, святых, невидимой части Церкви. Мы собираемся вместе и быть вместе между собой, быть вместе с Богом, быть вместе с невидимым – это наша пища. Мы видим тогда, что это и есть наше спасение это и есть дело, на которое послали нас.
Дьявол заставляет обращать внимание на вещи, которые нас разобщают. Отнимает пищу. Отнимает единство у нас. Единство замысла Бога – быть вместе. Возвращаясь к началу, не нужно фиксировать внимание на внешних вещах, обстоятельствах. Да, допустим, коллектив на работе разобщенный, но дело-то не в этом, а в том, что у меня нет пороху для того, чтобы хоть на капельку эту разобщенность уменьшить. Бог дает силу, надо только эту силу у Него взять. Не бояться показаться слабым, обнажить тылы, быть беззащитным. Если всё потрачено на борьбу со своей беззащитностью, как тут Бог поможет, как Он проявит силу? Никак не проявит. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2017

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website