Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

21 мая 2017 – Неделя 6-я по Пасхе, о Слепорожденном (византийский обряд)

Август 3, 2017

Деян 16,16-34; Ин 9,1-38

Первое Чтение из Деяний Апостолов повествует о чудесах, явленных Святым Духом, и какую реакцию вызывают эти чудеса. Интересна реакция у людей, которые стояли за спиной у несчастной полусумасшедшей прорицательницы и зарабатывали денежки на ее прорицаниях. То, что эти прорицания прекратились сразу же после слов Павла, собственно, после проклятия Павла, у них вызывает бурную реакцию. Сразу побежали, настучали начальству. Реакция как у деловых людей, которые лишились источников доходов. Им все равно, какие это источники. Почему лишились, по какой причине – неважно. Есть тупая устремленность на привычный заработок. Больше перед глазами ничего нет.

Вторая реакция у тюремного сторожа, который пережил очень сильное потрясение, когда увидел, что двери камеры открыты. Хотел сам себя убить, не дожидаясь общественного позора и казни. Очень сильное переживание. Обнаружил, что узники на месте и успокаивают его, что практически ему дарована жизнь. Совсем другая реакция – он начинает думать о том, кто такой этот вершитель судеб и мировых процессов, кто даровал ему жизнь. Это нелогичное поведение – он должен был на самом деле опять запереть темницу на ключ, сделать вид, что ничего не произошло, не было никакого инцидента, он ни в чем не виноват. Вместо этого уверовал он и весь дом его – и домашние, и слуги. Независимо от того, насколько каждая из этих историй представляется странной или нет, с какими-то натяжками – главное, это разная реакция на действия Духа.

С исцеленным слепым фарисеи устраивают разбирательство. Экспертный совет по делам религии при губернаторе. Они оказываются в неудобном положении, когда нужно распознавание, каким духом это сделано. Распознавание – это технический термин, который мы используем, когда у нас есть ощущение неопределенности – не просто непустое, а наполненное противоречивыми чувствами за счет того, что этот вопрос нам не безразличен или даже, может быть, очень важен. А противоречивые чувства не дают нам возможности принять однозначное решение. Тогда нужно разбираться в этих чувствах и честно смотреть, чем они вызваны.

Как фарисеи на это смотрят? Во-первых, формальное противоречие. Исцеление совершено, но совершено в субботу. А по закону Моисея суббота – это день покоя. Нельзя ничего делать, это день, принадлежащий Богу. Читателям понятно, что Бог на самом деле дает этим фарисеям важную возможность, даже не глядя на Иисуса, поглубже вдуматься в смысл субботы. Что смысл субботы заключается не в выполнении формальных запретов на действия, связанные с работой, а что это день, когда мы отдаем себя во власть Бога. Чтобы Бог делал с нами то, что Он хочет. А исцеление – это дело Бога, это не дело человека. Но нет, они на этом зацикливаются, психика им подсказывает очень простые ходы – затянуть дело, устроить разбирательство, пригласить свидетелей, родителей этого человека, действительно ли это он, действительно ли он был слепым от рождения. Зачем это всё? Что за этим стоит? Устроить разбирательство – это правильно. Но они устраивают его уже с готовым решением. Не признавать этого человека – Иисуса.

Тут вопрос даже не в формальных вещах, которые они обсуждают, не в вопросе о субботе, а в том, что этот человек Иисус вызывает у них страх. Он опасен. Опасен, во-первых, потому что «не из наших». Откуда-то взялся, из глубинки, чему-то учит, какие-то сенсации вокруг Него. Нет нормальной истории, чтобы Он учился в школе для раввинов, окончил ее хотя бы на четверки, получил официальное разрешение проповедовать – и пожалуйста, ходи как странствующий раввин, по синагогам проповедуй. Всё нормально. Это проверенный человек. А тут… опасность-то какого рода? У нас всё налажено: религиозная жизнь, храм, народ верующий. У нас, фарисеев, есть место авторитетов в этом народе. Важные вещи мы обдумываем, знаем, оцениваем. А этот человек может весь устоявшийся порядок сломать. Мы уже пристроились, мы потратили много сил на то, чтобы пристроиться в жизни, чтобы иметь почет и перед Богом, и перед людьми. А этот старается нам всё сломать.
То есть, история точно такая же, как с владельцами прорицательницы из Деяний Апостолов. Собственно, это история для нас, на каком месте мы оказываемся. Говорит ли нам в глубине души этот голос Бога, что «ты не то делаешь», или «мотивы у тебя недостаточно чистые». Или хочешь усидеть благополучно на двух стульях, на которых невозможно усидеть. Мы тут оказываемся как фарисеи или как этот слепой. В чем его прозрение-то, в конце концов? Сумел в себе услышать голос Бога, на который раньше не обращал внимания. Сумел поверить Иисусу, что Бог действует так, как Он хочет, а не как люди хотят. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2017

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website