Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

25 мая 2017 – Вознесение Господне (латинский обряд)

Август 3, 2017


Деян 1, 1-11; Еф 1, 17-23; Мф 28, 16-20

В послании к Эфесянам полная догматическая картина построена так, что мне добавить к ней нечего. Придется не добавить, а, скорее, поговорить как-нибудь странно, чтобы эти вещи как-то засели внутри. Первая вещь – мы говорим о себе «мой ум», «мое сознание». На самом деле это продукт не одного мозга и функции не одного мозга, а многих. Мое сознание, мой ум – это то, что появилось в результате воздействия на мой мозг и взаимодействия многих мозгов, очень многих. Без этого я могу иметь человеческий мозг, но не быть человеком, не быть личностью. Это к вопросу о том, что природа человека социальна.

Слова, которые мы прочли в Евангелии от Марка, заповедь, обращенная к апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Этой проповеди исключительно мало. Нужно, чтобы возникла среда из достаточного количества человеческих мозгов и человеческих тел, которая бы по этому Евангелию жила. В чем смысл проповеди к толпе? В том, что, как в притче о сеятеле, 90% услышат, и кто-то тут же забудет, кому-то это не пойдет впрок, и так далее. Но среди этой толпы найдутся единицы, которых можно будет объединить и с ними работать, заниматься с ними, чтобы это Евангелие существовало в этой общине. Я это называю «сколачивать общину». Тогда со временем эти люди будут становиться живущими по Евангелию, и к ним будут присоединяться. Такое взаимодействие, когда начинает осуществляться Евангелие, мы называем Святым Духом.

В священных текстах, в Евангелиях, в Деяниях о соотношении Вознесения и Пятидесятницы говорится по-разному. О передаче Святого Духа апостолам. У Луки установлены какие-то сроки в соответствии с иудейским календарем, и так мы и празднуем. Привязываем нашу Пасху по времени к иудейской Пасхе, Пятидесятницу к иудейскому празднику, теоретически через сорок дней. Понятно, что и до Вознесения, и даже до Воскресения Христа ученики как-то ощущали действие Святого Духа. Эти дары, которые Иисус им давал каждый раз, когда посылал их на проповедь – дар исцеления, дар проповедовать, это всё дары Святого Духа.

Не знаю, в какой мере я фантазирую, но Вознесение было моментом, когда ученики смогли принять для себя, что теперь нужно жить без земного Иисуса. После распятия они столкнулись с этой необходимостью, но не могли ее принять. Сейчас они ее приняли. Это, может быть, и есть такая сторона полноты Святого Духа, которую Церковь заполучила. Дух – это то, что позволяет странноватую литургию, которую мы делали и делаем, не прерывать после ее окончания. После того, как священник говорит: «Идите отсюда, месса окончена». Святой Дух – это то, кто дает возможность эту литургию на самом деле не оканчивать, а продолжать ее в повседневности. Литургия повседневности. Если мы во время мессы устремились фантазиями в эсхатологическое будущее, значит, мы просто в фантазиях. Тогда продолжить эту литургию в жизни уже не получится, мы так и будем оставаться в фантазиях. Эсхатология, которая есть в литургии – это то, что есть сейчас. То, что есть в той мере, в какой я слушаю себя одновременно с присутствующими. То, в какой мере я вхожу в это наше взаимодействие, которое есть Святой Дух. Это присутствие в настоящем. Будущее врывается в это настоящее само, его не надо придумывать. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2017

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website