Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

4 июня 2017 – День Святой Троицы. Пятидесятница

Август 3, 2017

mosaic-409427_1280


Деян 2.1-11; Ин 7,37-52; 8,12

Обычно к Пятидесятнице народ приходит в еще большем раздрае, чем к Пасхе. Перед Пасхой была Страстная неделя, можно было каяться и как-то шевелить мозгами. А к Пятидесятнице уже все радостно ждут, как Святой Дух снизойдет, шлепнет и всё будет. Психологически такой ход естествен. Просто Великого Поста мало, чтобы очиститься. Очищение предполагает не просто пустоту, как Евангелии говорится, как в выметенной комнате, откуда бесов изгнали. Покаяние и очищение, которое дает покаяние, подразумевает ясный вектор жизни, вокруг которого выстраиваются локальные цели и средства их достижения. Пятидесятница – это момент, когда дела уже начаты, дела продолжаются, дела плохо получаются. Я сейчас говорю не только о внешних делах, но и о внутренних, о главных делах по преображению себя в образ Божий. Тогда уже пора призывать Святого Духа, чтобы помог. Я излагаю, конечно, примитивную схему, но в принципе жизнь устроена так.

Наверное, вы обратили внимание на то, что в этот день литургия Слова в византийском обряде отличается от латинской, западной. Чтение из Деяний то же самое, про Пятидесятницу, схождение Святого Духа в этот день, а Евангелия отличаются. В латинском обряде у нас версия Иоанна: воскресший Иисус, явившись собравшимся ученикам, дунул и говорит «примите Духа Святого». А тут Евангелие другое – оно относится к тому же дню, но, может быть, годом или двумя годами раньше, чем описано в Деяниях Апостолов. То есть, к тому же дню Пятидесятницы.

Я напомню, что это праздник кущей, который завершает сорокадневный период после Пасхи в Иудее. Не знаю, как сейчас у иудеев обстоит дело, но, когда экзегеты занимаются этими праздниками, они делают определенную реконструкцию. Реконструкция такая, что после Пасхи проходит какое-то время – неважно, пятьдесят дней или больше, и потом праздник кущей – это воспоминание об Исходе. Он длился семь дней. В литургических празднованиях только в конце этой недели появляется молитва о воде (как это реконструируют). Это связано с тем, что это неделя воспоминания сорока лет в пустыне. Пустыня – это место, где нет воды. А окончание – это приход в землю, которую дал Бог. Это всё не ерунда, не суеверие, это нормальная потребность человека соединиться с той общностью, с тем народом, с которым был Бог. Почувствовать себя и осознать себя народом, с которым Бог продолжает осуществлять завет. Эти праздники нужны просто для выживания человека как того, с кем Бог.

Вроде бы в конце праздника были два характерных обряда. Один – был большой металлический сосуд с отверстиями внизу, и в этот сосуд наливали вино и воду из Силоамского источника. Через отверстия вода орошала землю, впитывалась в землю. Обряд благословения или оживления земли, которую дал Бог, и которая будет приносить плод. Важнейшая вещь для земледельцев в том регионе. Другой обряд был ночной, когда площадку ярко освещали факелами, и там были какие-то праздничные песни и пляски.

Есть идея связать этот текст, который написал Иоанн об Иисусе в праздник кущей, в последний день этого праздника: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей, кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Если так, то для публики это было очень сильно, потому что только что они пережили, как Бог благословляет и оживляет землю через воду. В конце этого отрывка опять говорил Иисус к народу: «Я свет миру, кто последует за Мной, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Также после переживания этой ночи, освещенной светильниками: на этой площадке свет, всё остальное погружено во тьму. Вот это тоже. Если всё это так, то становится понятно, почему служители, которые ослушались первосвященников и не схватили Иисуса, сказали: «Никогда человек не говорил так, как этот Человек». А это были слова, сказанные в нужном месте и в нужное время. Когда люди были подготовлены, настроены на принятие благодати.

Наша литургия устроена по тому же принципу. Она нас вначале готовит к принятию благодати, кого-то подготовит, кого-то не очень. Но потом есть архетипическая, по-видимому, для человека вещь – принесение жертвы Богу. Как у иудеев это было, один из видов жертв – мирная жертва. Когда часть отдается Богу, сжигается на жертвеннике, Бог это «съедает» через огонь и дым, а оставшуюся часть люди делят между собой и едят. Получается общая трапеза – мы с Богом объединяемся в мирной трапезе. Это же воспроизводится в Евхаристии. Иисус ничего принципиально не менял у иудеев. Та основа отношений между собой, с Богом, с миром, которая у них была, по мнению Иисуса, была правильной. Он только наполнил это собой, своей Личностью. Конечно, как у Иоанна читаем, это всё вызывает скандал. Вызвало и вызывает. Любая попытка оживления – это одновременно и попытка обновления. Оживление всегда связано с обновлением, и это, в свою очередь, всегда вызывает скандал. Поэтому и литургия, если она действительно у нас происходит, вызывает не сахарное блаженство, а скандал внутри, борьбу. Борьбу Бога и того, кто врет, дьявола. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2017

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website