Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

18 июня 2017 – Неделя 2-я по пятидесятнице

Август 4, 2017

4288307880_5c2d9c2062

Рим 2, 10-16; Мф 4, 18-23

Текст из Евангелия от Матфея о призвании апостолов – чисто теологический. По-видимому, история была более сложная – в Евангелии от Иоанна мы видим, что ученики сами искали Иисуса, активно искали и нашли Его. Здесь теология простая – сам собой ни учеником Божиим не станешь, ни апостолом, должно быть движение самого Бога. Особое движение Бога.

Мы занимались в предыдущие недели по Деяниям Апостолов. Уже говорили о том, что эти занятия у нас пошли плохо. Я со своей стороны сейчас повспоминал то, что я когда-то на эту тему читал у экзегетов, сам о чем-то думал. Всегда есть эффект моды. Не раз уже говорили об этом. У той ветви Церкви, где главным авторитетом был апостол Павел, считалось, что основным признаком схождения Святого Духа является глоссолалия. Это «дар языков», когда люди оказываются в таком состоянии, которое мы можем, наверное, назвать экстатическим, имея в виду, что экстазы вообще бывают разной глубины. Может быть очень глубокий экстаз, когда человек ощущение своего «я» утрачивает. А бывают и более поверхностные, когда в сознании сохраняется власть над собой, но одновременно человек ощущает, что некоторая сила его сейчас несет.

Глоссолалии – это такая вещь, когда у человека вдруг возникает такой порыв к Богу, для высказывания которого ему не хватает обычного процесса продумывания и построения речи, предложений. Этот импульс сам его несет, и слова идут, и сознание не успевает за ними. При этом эффекты бывают всякие. Либо в группе, когда это происходит, один человек говорит на неизвестном языке или на иностранном языке, группа его понимает. Или у одного человека из группы возникает ощущение, что всё понятно, что говорится, и он может это перевести в родную речь. Глоссолалия – это эффект групповой. Обязательно нужна такая компания, где люди как бы заводят друг друга, индуцируют и молитвенно, и психологически. Это происходит необязательно при обращении к Богу или Святому Духу. Такие же вещи происходят в культуре, где есть шаманы. Шаман сам себя заводит, и окружающие тоже индуцируются сами и индуцируют его. Шаман уходит или в общение с подземными духами, или с верхними, как представляется в этой культуре. Он получает оттуда какое-то знание, которое адекватно высказать не может, происходят какие-то голосовые эффекты или жесты. Но кто-то из присутствующих должен иметь дар понимания этого. Иногда он находится, иногда нет.

Это я к тому, что наша психика вещь чуднáя, и это поле, в котором психика действует, неведомое и исполненное опасностей. Экстазы и техника введения себя в экстатическое состояние была известна в иудейской культуре, и в греческой, и окружающих культурах. В Деяниях Апостолов мы встречаем описание того, как Петр во время молитвы по поводу сотника Корнилия входил в экстаз. Я только обращаю ваше внимание, и недавно до меня дошло, что в Евангелиях примеров экстатической молитвы мы не находим. Только в Деяниях Апостолов. Это текст Деяний возможно, более ранний, чем окончательная редакция Евангелий. Я так понимаю, что там зафиксировалась просто мода ассоциировать действия Святого Духа с молитвенным экстазом такой молитвы, обращенной к Богу через Иисуса Христа.

Когда мы читаем Послания Апостола Павла, которые писались в разное время, там видно, что вначале энтузиазм в отношении этих экстазов был в общинах большой. А потом, по-видимому, они столкнулись с тем, что с людьми, склонными к этим проявлениям, начинают происходит всякие плохие вещи. А какой критерий хорошая вещь или плохая? Заповеди. В первую очередь, я так полагаю, заповедь «не прелюбодействуй». Потому что по «психической механике», если можно так сказать, эти экстатические состояния требуют подавления фронтальных зон, которые, собственно, отвечают за исполнение заповедей, за контролирующую функцию сознания, и тогда сексуальность, которая находится глубже, в древнем мозгу, заводится. Не управляется.

Даже если прямо об этом не пишется в посланиях апостола Павла, то мы это видим по практике харизматических и горячных католических движений, не говоря уже о всяких монастырских историях территориально более близкой нам православной Церкви. Когда горячий проповедник, увлекает за собой людей, «пламенно ведет к Христу», горячей проповедью, проявлениями любви и все такое, и потом оказывается, что за ним тянется шлейф сексуальных скандалов. Поэтому, я думаю, в более поздних посланиях Павла идут предупреждения о том, чтобы не увлекались «даром языков». А больше интересовались дарами Святого Духа, дающим внутреннюю способность жить по заповедям. Делать человека цельным изнутри к периферии.

Послание, которое приписывается апостолу Иакову, написано в другой школе мысли, в иудейской. Оно всецело направлено не на сильные какие-то молитвенные эффекты и переживания, а на бытовую жизнь. Бытовую жизнь во Христе. Хотя это звучит скучновато и неярко, но это жизнь, которая требует героизма. Если уж мы так Богу доверились и себя предали Богу, то все время мы оказываемся в ситуациях, когда борьба Бога с дьяволом проходит сквозь нас. Мы оказываемся этим фронтом. Распространяться на эту тему, я думаю, смысла нет, все и так по себе это знают. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2017

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website