Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

16 августа 2017 – Среда 19 рядовой недели

Декабрь 6, 2017

kolbe

Втор 34, 1-12; Мф 18, 15-20

Сегодняшнее Евангелие, как я его услышал, говорит о том, как осуществляется справедливость в Церкви, в церковной общине. Что это не индивидуальное дело, не общинное дело, а дело, истоки которого находятся на небесах.

Я в предыдущие дни вместе с вами переживал тайну Успения, потом память Максимилиана Кольбе, который всю жизнь занимался проповедью поклонения непорочной Деве Марии. Ее Непорочности. Думал об обстановке, в которой был принят догмат Успения. Его провозгласил Пий XII в 1950 году, когда незадолго до 2 Ватиканского Собора в середине ХХ века всколыхнулись опять библейские исследования, археологические исследования в Палестине. Опять всколыхнулось критическое отношение к блокам в Писании, относящимся к Богородице. Это всё было не просто так, в Церкви чистых теорий не бывает. А практически люди думали о том, что какие-то богородичные мифы, это не так важно, а важно, чтобы в обществе была доброта, справедливость, чтобы не воровали и так далее. Поэтому итальянские католики голосовали за коммунистов, христианские партии блокировались на выборах с коммунистами, похожая история была и во Франции тоже. Именно в этой обстановке и вышел догмат Папы Пия XII об Успении. Богородица телом и душой была взята на небо. Он как бы поставил границу. Вот есть представление о справедливости, которое исходит из всяких замечательных философий, которые не обращают внимания на человеческую зависть, на зависть бедных к богатым. А есть справедливость, основанная на любви. Мне тяжело бывает размышлять о Богородице Деве Марии, потому что и утешения много, и боли много. Это, наверное, нормальное ощущение связи с матерью.

Максимилиан Кольбе был человеком очень известным как проповедник. Горячий, со странностями. У него была идея, что к проповеди должны быть подключены самые современные средства информации. Он создавал христианские радиостанции, летал по Польше на самолете из конца в конец. Это выглядело эксцентрично. Но обстоятельства его смерти для меня важны. Вы знаете, что он попал в лагерь, кажется, в Аушвиц. Там был такой порядок, что, если происходило нарушение дисциплины, отбирали заложников, каждого 20-го или даже 10-го, и помещали в особую камеру, где они умирали от голода. Им не давали ни воды, ни пищи. Это была смерть страшная и показательная. Через какое-то количество дней команда из заключенных заходила в эту камеру убирать тела, и, конечно, потом они рассказывали, что они видели. Эти рассказы были средством устрашения. Вы знаете, что Максимилиан Кольбе добровольно заменил собой одного семейного человека, который должен был попасть в эту камеру. Пошел сам. Люди из похоронной команды рассказывали, что, когда они пришли за телами, у всех были лица со следами ужасных мучений. А у Максимилиана было спокойное мирное лицо. Я думаю, что, конечно, это ничего не доказывает, но для меня важно, что на человека, который проповедовал о Богородице, действительно действовало ее материнство. Независимо от догмата, Успения или не Успения – реальность всегда больше, чем эти вещи.

© Священник Сергей Николенко 2017

Изображение: Папа Франциск молится в камере, где погиб св. Максимилиан Кольбе, во время посещения концлагеря Освенцим

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website