Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

24 августа 2017 – Св. Апостол Варфоломей

Декабрь 7, 2017

monahynya2

Откр 21, 9b-14; Ин 1, 45-51

Я сейчас для этой конференции пытаюсь понять про православие, каким оно стало к 1917 году, сто лет назад. Один из принципиальных моментов – это то, что, по-видимому, была значительная часть достаточно образованных людей, у которых глаза при взгляде на дефекты этой Церкви упирались в синодальную систему. Зависимость от самодержавия и много административных пороков, как они считали, были системными явлениями.

Реакция на это была многомерная. С одной стороны, была мода на русскую религиозную философию или, как ее по-другому называют, «новое религиозное сознание», где обращались к глобальным вопросам: соотношение Церкви и мира, как Церковь в принципе может быть единой в раздробленном мире, какова должна быть позиция христианина… Если переводить это на язык Второго Ватиканского собора, который был через полвека, то это вопросы автономности мира и напряженности положения странствующей Церкви. Насколько мир может быть хорош сам по себе безо всяких христиан и безо всякой Церкви. Конечно, административная конкретика там не рассматривалась, точно так же как конкретные аскетические правила жизни – философы…

С другой стороны, были, например, оптинские старцы, которые находились в глубокой оппозиции и пребывали в большом разочаровании от системы. Их вместе с некоторыми функционерами синодальной системы объединяло представление, что нужно заниматься исправлением недостатков не системы, а себя смого. Тогда система построится, исправит пороки сама.

Я это всё не очень хорошо воспринимаю, я воспринимаю картинки. Короче, я прошелся по религиозным картинам русских художников того времени. В советское время нам подсовывали обличительные сюжеты: крестный ход на деревне, и другие какие-то сцены с поголовным пьянством, с пузатыми священниками отвратительного вида, с фанатичными калеками и прочее. А на деле у того же Репина полно и картин, и эскизов на религиозные темы с очень уважительным настроением. По преимуществу это не массовые сцены. Не сцены каких-то официальных православных торжеств, это портрет монахини, портрет священника или маленькой группы. В целом художники были способны воспринять позитив там, где не было официально представленной системы православия. Думаю, что в нашей формации это сидит. Представить апостолов как живых хороших людей в той мере, в какой мы их представляем как крошечную общину, а не небесное политбюро, вокруг которого собираются святые начальники поменьше, и так далее. Спасибо.

© Священник Сергей Николенко 2017

Изображени: И. Репин, Монахиня (фрагмент)

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website